Не ждите взрослой реакции
Не ждите взрослой реакции
Дочке год и 9 месяцев, в её поведении смущают некоторые моменты. Иногда (довольно редко) мы с мужем ругаемся, к сожалению, при ней, но она никак не отзывается, бегает, смеётся, играет. Мама расстроена или плачет – никакой реакции, просит почитать книжку. Вчера сломалась любимая игрушка, которую она из рук не выпускала неделю, – и снова я больше огорчилась, чем дочь. Что за равнодушие? Как привить ребёнку доброту и сочувствие?
Малыш адаптирует себя к событиям и события к себе.
Возможно, для девочки сделать вид, что ничего не происходит, – своего рода защитная реакция: я веду себя, как обычно, значит и все события остаются обычными. Чтобы говорить наверняка, что именно происходит с ребёнком в моменты родительских ссор, надо наблюдать за её поведением в динамике.
Кроме того, важно для себя самой получить ответ: какая реакция маленькой девочки на конфликт родителей была бы наиболее адекватной? Сейчас, когда дочь делает вид, что не замечает ссоры, для вас это показатель того, что она равнодушный человек. Какие особенности её восприятия могут убедить, что она небезразличный человек? Вы ждёте от неё сочувствия? Или того, чтобы она бросалась мирить маму с папой? Хотеть от маленького ребёнка сочувствия или желания примирить старших – означает ожидать от него более взрослого поведения, чем в момент ссоры демонстрируют родители. К счастью или к сожалению, это невозможно.
Девочка ещё маленькая, чтобы быть привязанной к игрушкам. Для этого надо уже иметь понятие «моё», которое чаще формируется к 2,5-3 годам. Тогда становится понятным переживание «Моя игрушка сломалась», а пока присутствует в лучшем случае познавательный интерес: игрушка изменилась – была гладкая, стала острая...
Когда вы расстроены, трудно сосредоточиться на занятиях с ребёнком. В такие моменты хочется от дочери понимания. В чём оно могло бы проявиться? В том, чтобы девочка, видя состояние матери, оставляла её в покое? Здесь мы снова ожидаем от ребёнка более взрослого поведения, чем он в силу возраста может демонстрировать. Вам, зрелому человеку, сложно справиться с эмоциями и переключиться в конструктивное русло, чтобы начать более или менее спокойно контактировать с малышкой. В то время как от девочки, не достигшей двух лет, хотите понимания, терпимости и готовности отодвигать свои интересы под влиянием распознанных маминых эмоций. Дочери для того, чтобы отойти от вас со своими книжками, необходимо смирить свои желания. Ей это в силу незрелости волевых процессов сделать значительно труднее, чем взрослому.
Лучшая реакция – спокойно разъяснить дочери ситуацию (даже если кажется, что девочка всё прекрасно понимает и только испытывает ваше терпение). И ещё – собственная демонстрация адекватных чувств. Например, вам сложно из-за эмоциональных переживаний сосредоточиться на чтении. Так и скажите: что-то я расстроилась, не могу почитать сейчас, иди ко мне, я тебя просто обниму, чтобы успокоиться. Не исключено, что дочери будет этого достаточно, чтобы переключить свое внимание на что-то другое.
Девочка ещё мала, чтобы верно определять все эмоции, с какими ей доводится сталкиваться. Родительская реакция может подтолкнуть к разнообразным экспериментам. Например, если дочь замечает, что мама сердится, она может начать её передразнивать, усиливая выражение эмоции, изучая взаимосвязи. Она будет дразнить маму снова и снова, проверяя реакцию взрослого. Этот опыт необходим для развития у ребёнка собственной чувственной сферы. Такие эксперименты – это начало пути эмоционального развития малыша.
Сейчас же важно даже внутри себя не называть дочь равнодушной или чёрствой – она только-только учится распознавать свои и чужие эмоции, она на пороге мира чувств, а вы её проводник в этом мире.
А. Бердникова,
психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии