Не бойся, я с тобой!
Не бойся, я с тобой!
Уважаемые читатели, в выпуске «Навигатора» №15 мы начали очень важный разговор на тему «Что такое детские страхи?» Сегодня продолжаем его – обсудим, как помочь ребенку не бояться.
О многих детских проблемах можно сказать: «Перерастет!» Со страхами дело обстоит вовсе не так утешительно. Ребенок растет, и страхи растут вместе с ним. У малыша расширяется кругозор, развивается воображение, фантазия, и потому он все больше осознает те опасности, которые его подстерегают.
Любые страхи детей требуют от родителей внимательного и тактичного отношения. Если ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать его «закаливанию» и запирать одного в темной комнате «чтобы привыкал». В этом случае он не избавится от своего страха, а лишь приобретет иные расстройства.
Снятие детского страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько родителям удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие, насколько родители понимают малыша. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать обо всем, что их напугало. И сделают это только в том случае, если почувствуют, что родители их понимают. Рассказывая о травмирующем событии, ребенок отодвигает его от себя, делает далеким и туманным, приглушая яркость восприятия.
Свежее травмирующее событие можно обыграть. Например, если ребенок оказался случайно в темном помещении и испугался, хорошо помогут игры в прятки или жмурки.
Прятки позволяют снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся, пока те сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые «сдаются», так и «не найдя» прячущегося ребенка.
Жмурки помогает ребенку научиться воспринимать темноту не только как источник опасности, но как игровую территорию.
Очень помогает отыграть страхи использование кукол. Поиграйте с ребенком в «страшное», пусть он спасет зайчишку или тигренка от опасностей, посоветует, как им стать смелее. Через игру он сможет понять, как самому бороться с мешающим жить неприятным чувством. Пояснять ребенку, что он может теперь вести себя, как смелый герой, не нужно, пусть осознание произойдет на метафорическом уровне игры.
Рисование страхов также помогает снизить их интенсивность. Можно сочетать рисунок страшилища с сочинением сказки о нем, окончание которой можно варьировать. Например, найти страху друзей, которые помогут ему измениться и перестать быть страшным. Серия полученных рисунков с успехом может стать диафильмом. Каждый показ с пояснениями будет увеличивать дистанцию между малышом и его страхом.
Страх, свойственный возрасту, следует отличать от неврозов и навязчивых состояний, с которыми невозможно справиться самостоятельно. При неврозе или психическом заболевании переживания страха отличаются особой яркостью, сюжетностью. Они, как правило, сопровождаются сердцебиением, потливостью, ознобом, чувством жара, нарушениями сна, аппетита. Для них характерны сильное беспокойство и тревога, иногда достигающая степени ужаса, паники. При невротических страхах ребенок становится более пассивным, не стремится к познанию нового. Страх утрачивает функцию полезной адаптивной эмоции и указывает на бессилие, утрату веры в себя. В этом случае вам потребуется помощь специалиста.
А. Бердникова,психолог
(тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии