Научите управлять финансами
Научите управлять финансами
Дочь (четвероклассница) не может сказать себе «стоп!», если чего-то очень хочет. Например, шоколада или чипсов, – будет ходить по пятам и клянчить, и нудеть, пока не получит своё. А недавно, когда ей отказали, вытащила деньги из кошелька матери, накупила сладостей почти на тысячу рублей и угостила всех вокруг. Это, собственно, и стало последней каплей. Карманных денег после такого её полностью лишили. Хочется понять, что можно сделать с нашей проблемой?
Умения управлять желаниями, как и финансами, не берутся из ниоткуда, они развиваются. Чтобы ребёнок мог совладать со своим «хочу», ему необходимо иметь выбор, когда в его воле реализовать желание или отказаться от этого. Хорошо, если у чада есть возможность тренироваться на чём-то, что не имеет особого значения для родителей. Например, в самостоятельном выборе одежды, в которой пойдёт в детский сад. Может первоклассник определить, кого приглашать в гости на день рождения? Третьеклассник имеет право решать, на что он потратит деньги, которые ему подарила на Новый год бабушка? Или это вопросы, которые пока не входят в компетенцию ребёнка в силу малолетства? Тогда важно обозначить возрастной рубеж, когда он сможет это сделать. Иначе ограничения способны серьёзно повлиять на развитие его самостоятельности. К тому же здесь необходимо отдавать отчёт в том, что сын или дочь не будут сразу обладать умением, которым вы теперь позволили ему овладеть – потребуется время для обучения и освоения.
С управлением финансами происходит то же самое, что и с любым другим навыком. Ребёнок, у которого нет карманных денег, не может научиться экономии, планированию своего бюджета. Поэтому в идеале у него должна быть фиксированная сумма, которую он получает в любом случае (как пособие по безработице) и доступные пути, которыми он может её увеличить, если у него возникает такое желание.
Родители довольно часто прибегают к оплате домашнего труда и школьных отметок. И то, и другое одинаково нехорошо, потому что производит подмену понятий. В случае оплаты «пятёрок» смещается акцент с получения знаний на субъективную оценку этих знаний. При оплате домашнего труда обесцениваются усилия того взрослого (обычно это мама), который чаще других занимается домашними делами. Исключение – когда ребёнок выполняет работу, за которую обычно выделяются деньги для оплаты наёмного труда помощницы по дому.
Лучше всего, если удастся найти такой способ занятости, который пополняет семейный бюджет. Например, если я шью вещи на заказ, а мой ребёнок помогает мне, скажем, убирая смёточные нитки или каждый вечер очищая и смазывая швейную машинку, освобождая меня от механической работы, его труд можно оплачивать. В таком случае решается сразу несколько задач: ребёнок понимает, откуда берутся деньги, осознаёт, что работа – это волевое усилие (нет работы – нет денег) и получает в руки инструмент, благодаря которому может увеличивать свои карманные расходы. Наконец, общее дело сближает, создает единое пространство интересов.
Весьма полезны разговоры о формировании семейного бюджета: из каких источников он пополняется, на что тратится, какова иерархия этих трат, как создаются семейные накопления, что происходит в случае форс-мажора, например, при незапланированном изъятии денег из маминого кошелька: на что-то важное может не хватить даже 50 рублей.
Полезно также беседовать с ребёнком о его финансовых планах: что ему хочется купить, как он может заполучить требуемую сумму, какие усилия ему для этого надо приложить.
Таким образом, превентивные профилактические меры могут сделать невостребованными меры карательные.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии