Научите играть с ровесниками
Научите играть с ровесниками
Моей дочери скоро четыре. Почти любое, даже самое короткое общение с детьми заканчивается спорами и жалобами. Например, играя с подругой в дочки-матери, не может согласиться с ролью, которую ей предлагают, и сразу начинает возмущаться: «Она со мной спорит!» Или, если кто-то на площадке её случайно задевает, бежит ко мне с криками: «Он меня толкает!» Я, конечно, наблюдаю за дочерью во дворе, поэтому, когда она подбегает ко мне с типичными фразами, пытаюсь объяснить, что толкнули её случайно, всякое бывает, никто ничего плохого не хотел сделать. Но чем чаще откликаюсь на жалобы и обсуждаю неприятные случаи, тем больше она находит изъянов в окружающих, привлекая моё внимание и находя кучу аргументов, чтобы уйти с площадки.
Дома, после прогулки, чтобы негатив не влиял на другие дела дочери, даже предлагала ей вот такую игру: пять минут вспоминаем всё плохое и активно ноем, а потом 5-10 минут дочь играет во что хочет и как хочет. Первые два дня всё получалось, потом она отказалась от этой игры.
В детском саду ребёнок ведёт себя так же. Воспитатель занимает относительно нейтральную позицию: если к ней подходит моя дочь – гладит по голове, молча успокаивает.
Судя по описанию, девочке комфортнее с вами или другим взрослым (воспитателем, например), чем с малышами. Скорее всего у неё пока не наработаны навыки общения с ровесниками, которое очень отличается от взаимодействия со взрослыми: они всегда встанут на позицию ребёнка, приложат дополнительные усилия, чтобы понять его, уступят в случае возникновения спора или распределения ролей.
Четырёхлетние дети совсем недавно переживали (а некоторые переживают до сих пор, как, возможно, и ваша девочка) кризис трёх лет, когда ребёнок осознает свою отдельность, самостоятельность и самодостаточность – ощущает себя центром вселенной. Следующие три-четыре года, в период ролевых игр, малыши, как правило, учатся осознавать рядом присутствие других людей – с их чувствами и желаниями. А взаимодействуя с ровесниками, которые способны так же яростно отстаивать свои интересы, ребёнок эффективнее учится договариваться и приходить к компромиссам. Проще всего это достигается в совместной игре, где есть правила и другие участники. Именно здесь происходит глобальное понимание того, что «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».
Попробуйте организовать для вашей дочки игру (это могут быть «догоняшки» или игры в песочнице), в которой, кроме вас, могут участвовать ещё один-два человека. Со своим ребёнком заранее обсудите правила (так ей будет проще включиться в процесс) и потенциально конфликтные моменты.
Вот чужой ребёнок пытается встроиться в вашу игру, и дочери начинает казаться, что он делает что-то «неправильно». Предложите заинтересовавшемуся малышу присоединиться к игре на правилах вашей команды: «Нам надо укрепить замок вот так (показываете), будешь с нами?» И действия чужого ребёнка становятся управляемыми и понятными.
Для закрепления полученного эффекта можно дома перед сном обсуждать, как здорово сегодня получилось поиграть с ребятами. Планируйте игры завтрашнего дня как на площадке возле дома, так и в группе детского сада.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии