Мотивация учиться
Мотивация учиться
В этом году сын пойдёт в 11 класс. С успеваемостью у него всё хорошо, занимается спортом. Однако волнует излишняя самоуверенность. Призываю его, пока есть свободное время, самостоятельно готовиться к ЕГЭ, олимпиадам. Прошу посмотреть проходные баллы в вузы. Ничего не хочет, часами играет в компьютер. Успокаивает меня, что всё будет нормально. Но при этом в школе всё делает по минимуму. Благо способности есть, голова светлая, и, как считает сын, ему вполне достаточно школьных занятий. А как же самостоятельная работа и саморазвитие, работа над собой? Эти вопросы волнуют не только меня, но и других родителей выпускников.
В описанной Вами ситуации можно выделить несколько моментов, работа с которыми может привести к желаемым изменениям. Во-первых, тревога за будущее сына-выпускника: скоро ему сдавать ЕГЭ, от результатов которого зависит, как будет складываться дальнейшая жизнь. Во-вторых, уровень ответственности сына, его понимание того, насколько серьёзные шаги ему предстоят. Третье – Ваша готовность делегировать парню ответственность за его учёбу. И, наконец, насколько Вы доверяете сыну.
Начнём по порядку. Если бы сын испытывал столь же сильную тревогу, что и Вы сами, каждую свободную минутку посвящал занятиям, то Вам наверняка стало бы спокойнее. Но хотите ли Вы, чтобы ребёнок переживал подобный стресс? Скорее всего нет. Ведь тревога – это напряжение, связанное с неизвестностью, неопределённостью ситуации. И здесь полезным будет не выплеск эмоций, а рациональный подход.
Поясню на примере, как развивается ситуация. Вы видите, что сын играет на компьютере вместо того, чтобы учиться. Ваши мысли примерно такие: он впустую тратит время, занимается не в полную силу… Беспокойство Вы тут же изливаете на сына, настойчиво рекомендуя засесть за учебники и готовиться к экзаменам, а не тратить время. Парень в ответ на Вашу заботу раздражается и демонстрирует, что ему всё равно. Он мог бы и позаниматься, конечно, но после Ваших слов сделать это не позволяет гордость: он уже взрослый, может сам определить, что и когда ему делать. Круг замыкается.
Поэтому с сыном лучше поговорить о своём состоянии и беспокойстве, пояснить, чем вызваны Ваши настойчивые советы, и попросить быть терпимым к Вашим переживаниям.
Следующий момент. В письме Вы сначала говорите, что сын хорошо учится, а потом утверждаете, что он не проявляет должного усердия. Но, судя по результатам, его усилий (может быть, не всегда заметных Вам) вполне достаточно, чтобы поддерживать себя в хорошей учебной форме. И, каким бы способным ни был ребёнок, чтобы получать хорошие оценки и успевать по программе, ему всё равно приходится трудиться.
Очень важен вопрос ответственности: насколько сыну присуще это качество, случалось ли, что он подводил Вас в важных делах? Сейчас его главная задача – хорошо учиться, что он и делает. Для прояснения ситуации полезно поговорить о том, как юноша представляет своё будущее после школы, какая помощь ему нужна от родителей, насколько его ожидания соответствуют их возможностям. Например, парень мечтает учиться в Пражском университете… Но смогут ли родители обеспечить его обучение и что планирует он сам сделать для поступления?
Искренний интерес со стороны родителей, вопросы «Каковы твои планы?» и «Чем тебе помочь?» подростки воспринимают позитивно. Это разговор на равных. Во время таких бесед и происходит делегирование ответственности. Сын или дочь начинают отчетливее представлять будущее, происходит инвентаризация ресурсов семьи, учёт того, какую их часть можно направить на удовлетворение желаний. Кроме того, видение перспектив, в том числе и неблагоприятных, может мотивировать семнадцатилетних на самостоятельную работу.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии