• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 20:38 четверг, 21 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 3 балла
    21.11.2024
    USD: 100.22
    EUR: 105.81
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Мне снятся буквы!»

    «Мне снятся буквы!»

    «Мне снятся буквы!»

    С Сергеем НОСОВЫМ, известным питерским прозаиком, наш корреспондент поговорил после семинара, организованного журналом «Сибирские огни».

    – Вы в Новосибирске не в первый раз. С коллегами по литцеху знакомы?

    – Здесь живёт прозаик, пишет под псевдонимом Виктор Стасевич. Он не слишком тесно соприкасается с местным литературным процессом, но при этом вполне самодостаточный автор. Его издавали в «Лимбусе», к примеру. Стасевич не только писатель, но и крупный учёный, биолог, директор одного из институтов Академии наук... Мы познакомились в путешествии. Он взял нас с Крусановым (писатель-прозаик. – Прим. ред.) в экспедицию в Казахстан. Потом в горном Алтае с ним побывали, в джунглях Перу. Это были какие-то сумасшедшие поездки.

    – Вы провели семинар вместе с главным редактором «Роман-газеты» Юрием Козловым. Участники отмечали, что у вас была роль «доброго следователя». А вообще, на разборах в какой пропорции задействуете кнут и пряник?

    – Мы роли не распределяем преднамеренно. Сильно ли хвалить молодого автора, сурово ли ругать – всё спонтанно получается. Но в основном выбираю амплуа если не доброго, то доброжелательного «следователя» (улыбается). В молодости я писал и стихи, и прозу. Однажды дал прочесть свой рассказ товарищу по перу, который был старше меня на семь лет. И он его разнёс – совсем не по-дружески! Так мне тогда показалось. Лишь потом оценил, как он мне этим помог по-настоящему. Добрейший был человек (улыбается).

    – Какая из встреч с читателями вам запомнилась особо?

    – Прозаики в Питере обычно устраивают презентации новых книг в магазине «Во весь голос», в «Книжной лавке писателей». В целом у меня ощущение, что всё затухает постепенно. Лет двадцать назад мы постоянно выступали в Москве, в магазине «О.Г.И.», ездили в другие города. Писательская жизнь бурлила! И не только у нас. В 2009-м меня пригласили на книжный фестиваль в Порденоне. Был поражён масштабом книжного праздника в довольно маленьком городке.

    – Подождите, в Питере ежегодно проходят крупные книжные ярмарки! Они не такого размаха, как в Италии?

    – В 2023 году на питерском Книжном салоне отечественная художественная литература была представлена крайне скудно. Именно художественная. Не говорю о детской литературе, с этим у нас на любом форуме всё очень даже неплохо.

    А итальянский случай – это принципиально другое. Представляете, несколько дней весь город живёт книжным фестивалем! Везде волонтёры, символика, реклама форума, народ с утра стоит в очередях в ожидании встречи с писателем. Картина почти сюрреалистическая: раннее утро, пустой город – и только очереди в ожидании открытия площадок! Книги продаются в огромном шатре на площади круглосуточно. В общем, происходит что-то немыслимое…

    – Что должно случиться в России, чтобы мы наблюдали нечто похожее?

    – Не знаю. Что-то произошло с нашими мозгами, но былого интереса к литературе нет. К литературе как к форме познания реальности. И это печально. Если люди перестанут читать, изменится их миропонимание, способ мышления. Мы разучимся формулировать мысли. Просто станем другими.

    – Сегодня уже наблюдается оптимизация усилий, когда вместо страницы описания чувств ставится один смайлик.

    – Да-да-да! А стрелки на выход не требуют осмысления, они и так понятны. Жесты и мимика скоро заменят слова…

    – И как живётся писателю в таком не слишком вербальном пространстве?

    – А что писатель? Он больше других восприимчив к тотальной глухонемоте. Перестанет быть писателем от глагола «писать». Перейдёт на общение «иероглифами бытия». Стрелки, ступеньки, человечки, собачки... Комиксы, вон, всё активнее вытесняют художественную литературу.

    – Не думаю, что литература сдастся быстро. Поэтому такой вопрос. За каким направлением ближайшее будущее? За короткой прозой или романом/повестью?

    – Хороший, ну очень хороший рассказ написать труднее, чем роман. Даже так скажу: у романа меньше шансов не получиться. Кажется, у Кортасара была эта формула: романист побеждает по очкам, а рассказчик – нокаутом. Действительно, каждый раз побеждать нокаутом очень трудно.

    Это у Чехова рука была сильная, он на очки вообще не играл. С Борхесом та же история. Мне довольно трудно писать короткую форму. А ещё труднее – драматургию. Великие пьесы можно пересчитать по пальцам.

    – В регионах нередко говорят так: никакой критики у нас давно нет, всем заправляют крупные издательства!

    – Когда кто-то чем-то заправляет, критики и быть не может. Требуется реклама, пиар (смеётся). Полагаю, ситуация с ангажированностью рецензий и отзывов сложилась после смерти известного критика Виктора Топорова. Он держал всех в каком-то напряжении. А сейчас и стесняться нечего...

    С интересом читаю новосибирского критика Михаила Хлебникова, две книги о Довлатове вышли в издательстве «Городец» и два сборника его статей в питерском издательстве «Лимбус Пресс». Книги критиков сегодня – редкость. Да, есть ностальгия по независимой оценке. К сожалению, вместо этого натыкаешься на отметки по числу звёздочек, любой потребитель литературного продукта способен вынести свой вердикт. С потребительской точки зрения литература мало отличается от зубной пасты или формы услуг...

    – Сейчас издать книгу престижнее, чем опубликоваться в журнале. А нередко ещё и быстрее! Согласны?

    – Насчёт престижности не мне судить. Считаю, что публикация в литжурнале стала отчасти бессмысленной. Кто сейчас ждёт новую прозу в журналах, кто с ней внимательно знакомится?

    – Кто впервые вам сказал, что вы – писатель?

    – Меня часто спрашивают: «Когда вы почувствовали себя писателем?» Всякий раз отвечаю так: «Когда стал видеть профессиональные сны». Мне стали сниться буквы, они складывались в разные тексты. Я просыпался – и ничего не помнил. Однажды во сне сложил из букв небольшой рассказ на кухонном столе, подошла жена и всё смахнула на пол, думая, что это крошки чёрного хлеба. Это всё мне стало сниться в середине 90-х, после выхода двух книжек рассказов.

    – Что главное в прозе? Характер главных героев, нетривиальный сюжет, узнаваемый стиль изложения?

    – Первая задача – писать убедительно, а иначе все остальные задачи ненужными будут. Писатель отчасти психотерапевт, он должен подчинять внимание читателя. Текст должен быть ярким, по возможности неподражаемым, с авторской интонацией, которую трудно подделать. Авторская индивидуальность должна быть в нём выражена, чтобы читатель поверил голосу этому, погрузился в текст с головой. И не надо вычленять, что главное. В конце концов, в прозе вообще может не быть сюжета! Как у Вагинова, например, в «Козлиной песне». Помню, как меня заворожил этот роман много лет назад...

    Проза, на мой читательский взгляд, должна быть человекоразмерной. Я должен сочувствовать героям, вернее, переживать их присутствие, своё сосуществование с ними. Если у автора герои не человеки, а функции какие-то, если заметно, что сюжет собран, как LEGO – увольте, мне хочется про людей.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из личного архива С. Носова

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    365 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    437 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    340 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1207 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    448 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное