«Мини» или «макси»?
«Мини» или «макси»?
«Мини» или «макси»?
Эта статья о двух типах детских садов: обычных государственных и так называемых «мини». Чего вы здесь не найдете: адресов и рассказа о конкретных учреждениях, потому как цель статьи – не рекомендовать тот или иной садик, а сравнить эти два типа.
Каких-нибудь 10 лет назад у родителей не возникало вопроса, куда отдать ребенка: это однозначно было государственное дошкольное учреждение (ясли или детский сад). Со временем появилась новая возможность – водить ребенка в частный (домашний) мини-сад. Сразу надо оговориться: возможность, хорошо знакомая академгородковцам, но малодоступная для жителей других районов города. В Городке, чтобы отдать ребенка в мини-сад, не нужно стоять в очереди – спрос явно не превышает предложение. А вот в государственные сады очередность существует, да еще какая: руководители госучреждений рекомендуют чуть ли не с пеленок «приписывать» свое чадо к тому или иному садику. Группы, одно время недоукомплектованные, теперь наполняются до предела.
Что в обычных садиках кажется родительскому глазу привлекательным? Во-первых, возможность контроля: пребывание ребенка в детсаду находится так или иначе под действием государственных стандартов. Питание, оборудование помещений, персонал – все проходит проверку на соответствие санитарным нормам, здоровье детей контролируется специальным штатом медработников, развивающая деятельность – в руках профессиональных воспитателей. Во-вторых, не теряет актуальности и сравнительно низкая стоимость посещения садика. В-третьих, безусловно, работает и некий культурный фактор, выражающийся словами «мы все так выросли». Последнее обстоятельство отчасти позволяет закрыть глаза на изъяны этой системы: отсутствие подхода к ребенку как к отдельной личности (не в укор воспитателям будь сказано – в группе из 20 малышей физически невозможно его реализовать), воспитание чувства коллективизма в ущерб чувству индивидуальности, большее (в сравнении с домашними садиками) количество агрессии. Список можно продолжить.
Чем в этом смысле привлекательны мини-сады? Конечно, более гибким подходом к потребностям ребенка: в группе из 4-5 человек воспитатель может учитывать особенности режима, питания и познавательной активности каждого малыша. Сама организация этих садиков как домашних, семейных размывает границу между «дома – не дома», что особенно важно для детей ясельного возраста, психологически не готовых к существованию вне семьи. Также положительным моментом является разновозрастность детей: старшие привыкают заботиться о младших, младшие тянутся к занятиям старших. Кроме того, в мини-садах зачастую работают те педагоги, которые отличаются творческим подходом к воспитанию, идут собственными путями в этой области. Конечно, это предполагает гораздо меньшую степень контроля и большую степень доверия конкретному человеку. Если в обычных садах личность воспитателя так или иначе нивелируется, то в мини-садах от нее зависит все: атмосфера общения, развивающая деятельность, модель взаимоотношений в коллективе. Поэтому родителям особенно важно понять: доверяю ли я этому человеку, согласен ли я с его взглядами на воспитание и, самое главное, хорошо ли моему ребенку с ним?
Последний вопрос в идеале должен быть первым и основным: потому что ни возможность контроля, ни богатый выбор «развивающих занятий», ни близость к дому не должны быть решающими в выборе «куда отдать». Только психологический комфорт малыша и ваше доверие собственным чувствам.
Материал для статьи собран при содействии школы «Современные родители» и сайта sibmama.ru.
Евгения ЛУНДИНА.
Комментарии