Малыш-малоежка
Малыш-малоежка
Моему внуку год и месяц, и у нас проблемы с кормлением. Он ничего не ест с ложки, только сладкую жидкую пищу из бутылочки. Чего мы только ни делали! Я педагог с большим стажем, но справиться с ним не могу. Он сильно сжимает рот и ни кусочка брать не желает. Заставляли насильно, все выбрасывает. Что делать?
Любому родителю тяжело предположить, что потеря аппетита вызвана воспитательными воздействиями. Следовательно, и пересмотр своей позиции по отношению к приему пищи тоже становится невозможным. Конфликтная ситуация развивается: ребенок плачет и скандалит, отстаивая свое право не есть, мама нервничает и переживает. Невольно возникает подозрение: не ест – значит болен!
В первую очередь действительно необходимо проверить малыша у гастроэнтеролога, чтобы исключить проблемы, связанные с ЖКТ. Иногда ребенок неосознанно выбирает необходимую для себя диету. Так, малыш с целиакией может избегать мучного и отказываться от сушки, которую его сверстники с наслаждением грызут, делая массаж десен.
Если ребенок полностью здоров телесно, можно обратить внимание на психологическую составляющую. Возможно, взрослые провоцируют ребенка на такое поведение? Например, кто-то может с гордостью рассказывать знакомым и друзьям о том, какой упрямый растет малыш: если он решил не есть суп, он не будет этого делать, весь в деда! Ребенок может не понимать смысла всех слов, но чувство гордости и радости взрослого уловит обязательно. Поэтому, как это ни парадоксально звучит, важно убедиться, что никого не радует происходящее.
Иногда такое положение дел может быть результатом «войны педагогических идей». Так бывает, когда действия нескольких взрослых, включенных в уход за малышом, не согласованы, ведутся споры, кто ухаживает лучше, у кого ребенок больше съест, ревнивые проверки, у кого не ест вообще... Взрослые, желая исключительно добра, причиняют вред, подталкивая ребенка к регрессии: он предпочитает вообще не осваивать новые модели поведения, чем становиться поводом для новых конфликтов между любимыми людьми.
Еще одним объяснением может стать понимание ребенком того, что своими действиями он может побудить взрослых к определенным поступкам. Например, когда малыш выплевывает ложку, мама начинает забавно всплескивать руками и делать другие интересные вещи. Совместный обед оказывается избыточно эмоционально окрашен для всех членов семьи. Что запустило этот процесс, можно только гадать. Но чтобы пресечь подобное развития событий, важно изменить эмоциональный фон, сделать его по возможности нейтральным. Для этого на пару недель можно оставить ребенка в покое: пусть ест то, что хочет – как будто это никого не беспокоит. Когда трапезы будут происходить в спокойной, ровной атмосфере, малышу можно предложить попробовать что-то еще.
Универсальным же способом привлечения внимание ребенка к иным видам пищи может стать личный пример взрослых, с аппетитом, быть может преувеличенным, поедающих геркулес.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии