Маленький дикарь
Маленький дикарь
Нашему сыну 6 лет. С двухлетнего возраста он ходит в детский сад, но почему-то так и не научился общаться со сверстниками. Да и вообще не знает, как себя вести с посторонними. Он или молчит, не отвечает на вопросы, или начинает кривляться, вести себя как клоун. Ему кажется, что этим он может расположить к себе. Мы ходим в «подготовишку» и на тренировки, но там та же картина. При этом внутри семьи нет никаких проблем. С родственниками, к которым он привык, он общается свободно. Мальчик с удовольствием рисует, собирает лего, делает уроки. Только с посторонними почему-то диковатый... Как ему помочь?
Прежде всего важно понять: ребенок все время не знал, как общаться со сверстниками? Если был период нормальных отношений, то стоит поискать истоки травматического опыта: в какой момент это произошло, на фоне каких семейных событий, что именно происходило с мальчиком.
Если ребенок всегда был «диковатым», не стремился к контакту со сверстниками или у него не было такой возможности (например, если семья живет в уединении, где нет рядом детей близкого возраста), то можно говорить о несформированности навыков общения ребенка. Ему нужна помощь в первую очередь в организации круга общения, где он мог бы тренировать эти навыки. Следует отметить, что речь сейчас идет о здоровом ребенке, без расстройств аутистического спектра.
Обучение общению в возрасте вашего сына может осложняться некоторыми вещами. Так, к школьному возрасту дети переживают так называемый кризис семи лет или «кризис утраты естественности». Он заключается в том, что у ребенка появляется масса новых социальных ролей, в которых он еще не очень хорошо ориентируется. Малыш не знает, как действовать в новых ситуациях, следовательно, либо ведет себя неестественно, либо возвращается в детство – регрессирует (что тоже в общем-то неестественно). Скорее всего то, что вы называете кривляньем, вызвано именно регрессией или растерянностью от непонимания, как вести себя лучше.
Ребенку необходимо вернуть веру в собственные силы. Ваше внимание и интерес к тому, что с ним происходит, уже вселит в него чувство, что он не остался один на один со своими сложностями, – родители рядом, они переживают и беспокоятся.
Есть ли что-то, что у мальчика получается очень хорошо, что ему самому очень нравится, чем он гордится? Поддержите его в этом увлечении и помогите с помощью этого увлечения утвердиться среди сверстников. Для малыша такой путь самоутверждения наиболее органичен и приятен.
Например, если ребенок любит придумывать и рисовать игры-бродилки, предложите ему сделать новую игру, нарисовать карту, придумать правила. Пригласите ребят из садика, устройте детский праздник, в котором гвоздем программы станет игра, придуманная сыном. Праздники можно сделать регулярными.
Или предложите родителям детей, с которыми тренируется сын, сходить всем вместе на лыжах (если мальчик любит лыжи). Конечно, это требует усилий и выхода из собственной зоны комфорта, если вы сами тяжелый на подъем человек. Однако такие усилия вернутся сторицей: видеть ребенка довольным и счастливым – что может быть лучше?
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии