Магазин и арт-объект
Магазин и арт-объект
Год назад в Новосибирске открылся новый книжный клуб – в необычном месте. Сезонная ярмарка-продажа и встречи с авторами проходят в списанном трамвае, установленном в виде памятника в самом центре города, в сквере за оперным театром. С директором книжного клуба «13 трамвай» Анной ВОЛОКИТИНОЙ встретился наш корреспондент.
– Кем мечтали быть в детстве? Вряд ли думали о том, что будете торговать книгами…
– Мама трудилась на заводе в деревообрабатывающем цехе. У неё была большая счётная машинка, и мне казалось, что работать на ней – предел мечтаний (смеётся). Когда стала старше, думала о карьере дипломата, ещё позже полагала, что из меня получится музыкант, журналист… А поступила в Новосибирский нархоз, чтобы стать менеджером по персоналу.
Мысли об открытии книжного магазина возникли в декретном отпуске. Мне очень нравилось покупать новые детские книжки для дочери, вместе читать, собирать в отдельную стопку обрывки страниц (улыбается)… Начала выкладывать «ВКонтакте» свои впечатления о прочитанном. Вокруг меня образовался виртуальный движ молодых мамочек, наша группа в соцсети называлась «Почитаем!». Стали проводить различные литконкурсы. Вскоре решили исследовать жизнь и творчество новосибирских писателей. Первой «жертвой» нашего внимания стал Владимир Шамов. Так в 2017 году познакомилась с живым писателем (улыбается). Он торжественно вручил мне свои книги.
Потом нашла контакты других наших детских писателей – Веры Ильиной, Татьяны Рабцевой, Алексея Ерошина и других. Стала устраивать регулярные творческие встречи. Попробовала продавать их книги, рекламируя в Сети, но особых успехов не достигла. Для качественного роста торговли нужна оффлайн-площадка, но аренда помещения была нам не по карману…
С 2021 года участвую в фестивале «Книжная Сибирь», представляя местных детских прозаиков и поэтов. Затем нашими партнёрами стали НГОНБ и фестиваль «Белое пятно», а также Музей Новосибирска. Стало ясно, что необходимо торговать книгами профессионально.
В один прекрасный момент муж выдал мне «на бизнес» определённую сумму и сказал: «Не сумеешь раскрутиться – пойдёшь работать библиотекарем, кассиром «Пятёрочки», кем угодно!» И нам очень удачно подвернулась чудесная офлайн-площадка – «13 трамвай», который установили за оперным театром. Проект на открытие там книжной лавки получил поддержку в мэрии, и нам разрешили открыть магазин! В День города! На 130-летие Новосибирска!
Начиналось всё с десяти сборников сказок… Но многие сибирские писатели стали приносить и присылать нам свои произведения на продажу. За прошлое лето было продано 1700 экземпляров. Считаю, неплохой результат.
– Много ли среди потенциальных покупателей городских сумасшедших?
– Я волновалась на эту тему – и напрасно. На конфликт никто не идёт. Приходит мужчина в возрасте, знакомит со своими исследованиями в области происхождения слов в русском языке – ничего страшного (улыбается). Другой посетитель взял книгу, сел и за несколько часов прочёл её, сказав в финале: «Хорошая, хочу познакомиться с автором!» Эту книгу он не купил, но приобрёл потом много других.
– Сколько книжных магазинов для Новосибирска оптимально?
– Немного. Может, с полдесятка – помимо сети «Читай-город». Как-то в Бельгии, в городе Льеж, я зашла в «Магазин культуры», в нём несколько залов: книги, журналы, грампластинки, настольные игры. Было довольно много публики разного возраста. Вот такое культурное пространство украсило бы и наш мегаполис. Думаю, российские книжные магазины скоро придут к подобному формату.
– Недавно закрылся большой книжный магазин «Капитал», 15 лет бывший местом притяжения культурных сил. О чём это свидетельствует, по-вашему?
– О том, что тяжёлая жизнь у новосибирских книжных... Книга не является товаром массового потребления. Посещаемость нашего магазина и кофейни несравнима. Мы живём на разницу между издательской ценой и розничной. Люди стали больше покупать книг на раскрученных интернет-площадках, где цены гораздо привлекательнее.
Книжный магазин может жить долго, если у него есть собственное помещение, откуда он не съезжает, то есть покупатели привыкают приходить по данному адресу. Представляете, в Европе книжные с вековой историей не редкость!
А что касается конкуренции… Для нас «Читай-город» не конкурент, поскольку в нём нет книг сибирских авторов. У нас продаются не только книги, но и сувениры: сумки, магнитики, стикер-паки, поделки из смолы. Художники приносят картины и открытки.
– А ещё вы удивляете читателей креативными акциями – «Книжным забегом», например. Как возникла эта идея?
– Различные акции, перформансы – сегодня необходимые компоненты продвижения. Коротким зимним книжным забегом от оперного театра до стадиона «Спартак» мы старались привлечь активную читательскую аудиторию, сообщить, что стадион не только спортивное сооружение, здесь ещё и книжки продаются (улыбается).
– Есть другое предложение: включать в трамвае аудиозаписи поэтов, читающих свои стихи.
– Хорошая идея, почему бы и нет! Технически это несложно организовать. Хотя, честно говоря, поэзия продаётся трудно.
– С какими новосибирскими издательствами дружите?
– В первую очередь назову «Свиньин и сыновья», где выходят книги Игоря Маранина. Хорошо расходятся детские книжки, которое выпускает издательство Академгородка «Автограф». «Историческое наследие Сибири» – тоже наши большие друзья. Фантастику издаёт «Ирга», эти книги активно покупают.
Мечтаю пригласить выступить у нас Дмитрия Захарова, автора нашумевшей книги «Комитет охраны мостов», вышедшей не в Новосибирске. Ждём в гости красноярца Михаила Тарковского, он обещал провести творческую встречу.
– Давайте помечтаем. Как будет представлен арт-проект «Сибирь на страницах» в год 140-летия Новосибирска?
– Хотелось бы, чтобы «13 трамвай» как арт-объект сохранился, он хорошо привлекает публику. Это прекрасная площадка для знакомства с новосибирскими писателями, художниками, другими творческими личностями. Будем осваивать и украшать территорию вокруг. Мечтаю, чтобы наш книжный магазин в трамвае стал работать круглый год.
Уже лет 20 все хоронят бумажные книги, но пока прощаться с ними рано. Хотя я бы попробовала продавать аудиокниги на флешках. К примеру, в Германии такие уже есть.
Новосибирск – культурный город. Здесь хорошие театры, филармония, музеи. И вся эта публика – потенциальные гости книжных магазинов. Пока новосибирцы охотнее покупают Водолазкина. Почему им не жалко тысячи рублей за билет на спектакль и жалко трёх сотен за поэтический сборник местного автора? Думаю, есть страх разочарования. Он не сразу, но преодолевается. Если о каком-то писателе много и долго говорят, его книги становятся популярными.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото Е. Аникеева
Комментарии