• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 13:01 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Лирик, трибун...

    Лирик, трибун...

    Лирик, трибун...

    В Доме ученых прошел творческий вечер писателя и поэта Дмитрия БЫКОВА, лауреата многочисленных литературных премий, автора известных романов «Орфография», «ЖД», «Оправдание», «Эвакуатор», ведущего стихотворной рубрики в газете «Собеседник» и других изданиях. Новосибирцам Быков прочел в основном новые лирические стихи и выполнил несколько заявок на авторское исполнение сатирических текстов из «Новой газеты». Вопросы ему адресовались, не переставая, и в ходе творческого вечера, и на автограф-сессии.

    – Дмитрий Львович, все же кто Вы – лирик или трибун?

    – Так сложилось, что меня в последнее время знают в основном как политического поэта и даже как политического деятеля. Не вижу в этом ничего ужасного. Как сказал московский поэт Игорь Караулов, лирика всегда пишется о самом таинственном. А ничего более таинственного, чем политика, сейчас нет. Поэтому и пишу много политических стихотворений.

    Но и настоящую лирику не бросаю, скоро выйдет новая книга. Приятно держать мысли в тонусе, тренироваться на поэтических фельетонах. Тогда и стихи про любовь получаются позадиристее – в лучшем смысле этого слова.

    – Да уж, в своих стихах Вы легко используете нецензурную лексику. Для Вас нет табу?

    – Без крепких слов в стихах не обойтись. Сам я считаю такие стихи непристойными. Но что ж поделаешь, если жизнь перестает быть пристойной? На тему – выкидывать мат, не выкидывать – я как-то общался с одним коллегой. И он мне сказал: «Да в твоем стихотворении можно оставить только эти слова – и все будет понятно!»

    Литературные компромиссы – дело очень деликатное. Казалось, почему бы в мрачном, отчаянном стихотворении не использовать слово «дерьмо», а не его синоним на букву «г»? Но на деле это невозможно – потому что к слову «дерьмо» крайне мало рифм, чего нельзя сказать о его синониме. Что с точки зрения поэзии крайне важно.

    – По сути, Вы открыли писателя Захара Прилепина. А кто открыл писателя Дмитрия Быкова?

    – Захара открыл не я. Просто когда он искал отзыв на свой первый роман, я помог ему с публикацией. По-человечески очень его люблю. У Захара сложные политические взгляды. Но большей частью они мне близки. Это очаровательный, талантливый человек. Быстрорастущий писатель. Думаю, скоро он начнет снисходительно похлопывать меня по плечу. Потом я его. Так вот и будем расти и общаться. У нас тот редкий случай, когда нам не мешает известность каждого в отдельности. Более того, мы можем не завидовать друг другу. Я вообще заметил, что хорошие люди хорошо друг к другу относятся. А у плохого человека все время такое ощущение, что его хотят подсидеть, что-то у него отнять…

    Что касается открытия писателя Дмитрия Быкова, то, считаю, это заслуга писателя Александра Житинского. И Марка Фридкина, который первым взял мою дебютную книгу в свой магазин. Житинский был моим любимым писателем. Из его «Потерянного дома» выросла моя «Орфография», из «Государя» – «Остроумов». Мы с ним очень дружили. Это в каком-то смысле мой духовный отец, считаю его своим литературным учителем. Очень горько о нем говорить, его потеря для меня еще крайне свежа. Он умер прекрасной писательской смертью – за письменным столом, его рукопись обрывается буквально на полуслове. По-моему, гениальный был писатель. В его последних романах предсказано, как мы будем жить дальше.

    – На Ваш взгляд, что нового привносит наше время в отношения художника и власти?

    – Снимается антагонизм между ними. Раньше мы были против власти, а теперь говорим: «Да ну ее…» Так что кровавый вариант развития событий в России невозможен. По крайней мере, очень надеюсь на это. Ваш земляк, прекрасный писатель Геннадий Прашкевич заметил, что сегодняшние события очень похожи на конфликт людей и лютенов из повести братьев Стругацких «Волны гасят ветер». И мне бы очень хотелось, чтобы люди во власти перестали замечать нас, а мы бы научились не обращать внимания на них.

    – Вернемся к поэзии. С Нового года газета «Собеседник» заметно видоизменилась. Ваши стихи на обложке – ответ редакции на духовные запросы общества?

    – Это сделано для удобства читателей, многие из которых начинали читать «Собеседник» со стихотворной рубрики. Теперь им станет проще принимать решение: стоит ли покупать тот или другой газетный номер.

    – В фойе Дома ученых активно продавалась Ваша книга «Гражданин Поэт». Почему на вечере ничего не прочли из нее?

    – У нас с Ефремовым существует такая договоренность: я ничего не читаю на публике из этого сборника, а он не выступает с моими лирическими стихами. Но вы сильно не расстраивайтесь, в апреле Михаил Ефремов с программой «Гражданин Поэт» приедет в Новосибирск.

    – Ваша популярность растет год от года, от проекта к проекту. Скажите, тираж какой Вашей книги стал для вас приятным сюрпризом?

    – Честно говоря, был удивлен тем, насколько хорошо продается биография Пастернака в серии «ЖЗЛ». Она издана в совокупности 70-тысячным тиражом. Это довольно здорово для книги такого жанра. Еще одной приятной неожиданностью стало то, что мой недавний роман «Остроумов» выдержал уже шесть изданий, и, похоже, этим дело не ограничится.

    – А как продвигается Ваша работа над томом «Маяковский» в проекте «Молодой гвардии» «Жизнь замечательных людей»?

    – Думаю в декабре сдать рукопись в издательство. Так что в следующем году, к 120-летию поэта, эта книга выйдет. Сразу скажу, она будет отличаться от биографий Пастернака и Окуджавы, написанных мною до этого. Это будет веселая книга – в том смысле, что в ней много интересных и неожиданных трактовок избранных фактов биографии Маяковского. Анализ его стихов – еще одна важная составляющая тома. Но всех секретов вам не раскрою, а то не интересно будет читать. Скажу лишь одно: в вопросе его самоубийства никакой инсценировки  не было.

    – Вы – поэт и писатель, интервьюер и биограф, а как решили стать еще и драматургом?

    – Не от хорошей жизни. Меня попросил написать пьесу Марк Захаров. Но так получилось, что поставили ее в другом столичном театре – «Школа современной пьесы». Наверное, неправильно говорить, что я не в восторге от спектакля «Медведь» – может быть, тут есть вина и автора текста. Но все же мне кажется, эту пьесу лучше ставить так, как она была написана. Но если в театре думают иначе… Ладно, мне был важен сам факт постановки.

    – Какая из Ваших книг войдет в историю литературы?

    – Если б я знал…

    – А в какую историческую эпоху Вам было бы интересно пожить?

    – В эпоху нидерландской революции. Самое мое любимое время. Там были оранжисты, как вы помните.

    – Ваше любимое время года в наши дни?

    – Конец лета, август. Очень люблю это время. Очень хорошо пишется.

    – Планируете продолжить сотрудничество с новосибирцами в рамках акции «Тотальный диктант»?

    – Конечно. Со своей стороны готов написать новый текст. Жду предложений от организаторов.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из открытых источников

    25.02.2012, 12:26 Наталья
    Похоже, Ю.Татаренко сам Стругацких не читал...

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    367 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    437 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    341 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1221 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    448 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное