Кшиштоф ЗАНУССИ:«Я открыт для предложений!»
Кшиштоф ЗАНУССИ:«Я открыт для предложений!»
В конце сентября в новосибирском центре культуры и отдыха «Победа» в рамках шестого фестиваля польского кино прошла встреча с одним из почётных гостей форума – легендарным режиссёром Кшиштофом Занусси. Мэтр – впервые в России – представил свою картину «Галоп», снятую в 1996 году. Фильм о послевоенной Варшаве основан на реальных событиях из детства польского кинорежиссёра. С классиком мирового кино пообщался наш корреспондент.
Кшиштоф Занусси – продюсер, сценарист, режиссёр кино, телевидения и театра. Родился в 1939 году. Снял более 80 художественных и телевизионных фильмов («Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путём», «Персона нон грата», «Чёрное солнце» и др.). Неоднократный лауреат Каннского, Венецианского, Московского кинофестивалей. Режиссёр-постановщик спектакля «Дуэт» (2008) в новосибирском театре «Старый дом». С 1994 года – консультант Комиссии по делам культуры в Ватикане. Имеет родственников, владельцев известной торговой марки «Занусси».
– Новосибирцы увидели ваш фильм «Галоп» – с какой скоростью предпочитаете передвигаться по жизни?
– Мне скоро 80 лет, в этом возрасте нужно беречь силы… (улыбается). Я всегда исходил из того: человеческая жизнь – это лакомство. Не устаю радоваться окружающим меня людям. Очень дорожу своей семейной жизнью. С удовольствием принимаю гостей: ко мне приезжает огромное число людей со всего мира. Держу 20 собак – согласитесь, это ещё один особый опыт взаимодействия с миром. Благодарен Богу за всё хорошее, что у меня было.
Сейчас снимаю новый фильм «Эфир», привёз с собой смонтированных 18 минут. Картина – совместная продукция Польши, Италии, Украины, Венгрии и Литвы. Премьера запланирована на следующее лето. »Эфир» – мой подход к мифу о Фаусте, история о вере, науке, свободе и ограничениях в них.
– Почему решили показать новосибирцам именно «Галоп» – картину 20-летней давности?
– Начнём с того, что для фильма это не возраст! (улыбается). Кроме того, прежде «Галоп» никогда не показывали в России. И у вас об этой картине мало кто знает, хотя в Польше она достаточно популярна, её показывали и на Каннском фестивале, после чего купили прокатчики из многих стран.
Это довольно важная для меня работа, основанная на воспоминаниях из детства. Хотя все мои киноленты в какой-то степени биографические, но эта – более всего. Там почти напрямую всё сходится с тем, что и как было на самом деле. Я просто сделал отбор эпизодов. Ребёнком застал времена репрессий – эпоху драматических приключений со своими последствиями. Был негласный запрет кататься верхом – это считалось проявлением буржуазности. Когда не удалось застраховать конюшню, мы пригласили священника, чтобы он помолился «за успех нашего мероприятия». Школьникам нельзя было ходить в храм. И снимок, где я в церкви, мне пришлось съесть – чтобы не было доказательств нарушения правил. До сих пор помню вкус той фотобумаги…
– Стал ли актёром мальчик, сыгравший юного Занусси?
– Он снимается в сериалах, появился в эпизоде в моём фильме «Инородное тело». Пан Бартош слишком любит жизнь, чтобы быть великим художником. Ребёнком он пережил глубокую психотравму. После смерти отца мальчик замолчал, его отдали в спецшколу. Когда мы встретились, он написал мне на листе бумаги, что согласен говорить – но не от себя, а то, что я напишу для его роли. А после того, как мы сняли половину фильма, он стал совершенно свободно общаться! Вот только эпизод «Телефонный разговор с отцом» дался нам тяжело…
– Вам знаком современный российский кинематограф?
– Конечно! Регулярно вижу ваши кинопремьеры на различных фестивалях. Кроме того, больше 20 лет преподаю на Высших режиссёрских курсах в Москве, есть ученики, которыми горжусь – к примеру, братья Александр и Владимир Котт, чьи картины мне нравятся.
В этом году был на кинофестивале в Каннах. Мнения критиков и публики сошлись в том, что «Нелюбовь» Андрея Звягинцева – самая удачная и глубокая картина в программе. И в моральном смысле фильм стал победителем, хотя и не получил главного приза.
– Вы представили в Новосибирске свою новую книгу «Как нам жить? Мои стратегии». Какие законы жизни в ней открыты?
– В этой книге я только поднимаю вопросы, с которыми всем нам приходится сталкиваться ежедневно: как найти гармонию между личной жизнью и профессиональной деятельностью, почему опасно быть перфекционистом и так далее.
Книга родилась из моих докладов в университетах США, где очень популярны лекции о жизни и жизненной философии – помимо семинаров и практикумов по точным и естественным наукам. Эти встречи со студентами сопровождались показом отрывков из моих фильмов. В книге тоже есть фрагменты сценариев и сцены из картин, которые можно увидеть – при помощи QR-кода и смартфона.
О чём пишу? Каждая человеческая жизнь складывается по-своему, и, к счастью, простых рецептов не существует. Возможно, рецепты вообще бессмысленны, и, тем не менее, полезно задумываться, разговаривать, наблюдать за судьбами других, чтобы лучше управлять своей собственной.
– Для чего мы живём – ради счастья?
– Счастье недостижимо во всей полноте, на постоянной основе, в совершенном виде. К счастью можно только стремиться, приближаться к нему. Именно на это должна быть направлена вся работа духа.
Основная движущая сила человека – желание становиться лучше. К сожалению, мы склонны понимать это поверхностно и стремимся продемонстрировать всем, что добились больше других. Хвастаемся красотой, здоровьем, богатством. Но нужно стараться быть лучше самих себя! Надо ковать характер, преодолевать, казалось бы, непреодолимые препятствия, сдерживать негатив и так далее.
Пожалуй, живём не ради счастья, но ради культуры. Помнится, в 80-е годы на кинофестивале в Колорадо мы выступали с Андреем Тарковским. Когда его спросили, что нужно для того, чтобы жить счастливо, он ответил: «Самое главное – понять, зачем ты пришёл в этот мир и следовать своему призванию, и совсем неважно, будешь ли ты счастлив на этом пути. Тебе постоянно будет то хорошо, то плохо».
– Что помните о своём первом визите в Академгородок?
– Он стал переломным моментом в моей жизни. Я нисколько не преувеличиваю. До этого бывал только в Москве. А в 1969 году привёз в ваш киноклуб свою полнометражную дебютную картину, познакомился с учёными, другими интересными людьми. В Сибири я увидел другую Россию – которая ближе к Чехову, нежели к Шолохову.
– Нет желания поставить ещё один спектакль в нашем городе?
– Я открыт для творческих предложений. К слову, у меня сохранились хорошие отношения с режиссёром Линасом Зайкаускасом, работавшим 10 лет назад в «Старом доме». Ныне в драматическом театре Паневежиса он поставил спектакль по моей пьесе «Казнь двойника», опубликованной в 2013 году в российском журнале «Искусство кино».
С 2008 года дружу с новосибирским актёром и хореографом Василием Лукьяненко. Он принял участие уже в двух моих проектах – в спектакле «Медея» и фильме «Инородное тело».
– Не пересмотрели с годами своё отношение к сотовым телефонам, которые «отнимают у человека свободу»?
– У меня есть мобильник – но в данный момент он находится в отеле. Телефон – это просто прибор. Да, он часто выручает. Но не будем забывать: есть беседы, которые можно вести только глядя друг другу в глаза – и никак иначе.
Юрий ТАТАРЕНКО
Комментарии