Константин Хабенский: «Чувствую себя Гагариным!»
Константин Хабенский: «Чувствую себя Гагариным!»
Не так давно известный актер навестил в Новосибирске своих подопечных – учащихся студии творческого развития Константина Хабенского, что открылась год назад при школе №137. Накануне очередных показов он провел импровизированный «педсовет» в театре «Красный факел», где служат сразу пятеро педагогов студии. На встрече присутствовали и журналисты ведущих новосибирских СМИ.
– Кроме Новосибирска, еще в семи городах есть студии Хабенского. Летом все они собирались в Екатеринбурге на фестивале «Оперение-2012». Как проявили себя новосибирцы?
– Сибиряки показали свою самобытность. Пока безусловный лидер – Казань, что естественно: студия там открылась раньше других. Остальные подтягиваются к ней просто семимильными шагами. С другой стороны, в освоении наших во многом экспериментальных программ торопиться не стоит. Общий девиз преподавателей студий Хабенского: не навреди.
На фестивале провели мастер-классы известные актеры: Гоша Куценко, Чулпан Хаматова, Леонид Ярмольник – те, с кем хотели пообщаться студийцы. В Новосибирск к ребятам приезжал делиться секретами актерской профессии Михаил Полицеймако. Сейчас я уже говорю студийцам: «Тот, кого вы хотите пригласить к себе, обязательно приедет, но надо, чтобы и вы их чем-то заинтересовали!» Важно, чтобы связь была двусторонней. И такие примеры уже есть. После занятий в студии в Екатеринбурге Леша Кравченко сказал мне: «Я хочу курировать этих ребят!»
– На следующий год «Оперение» пройдет в Уфе, потом в Казани, а когда же в Новосибирске?
– Вполне возможно, что в 2015 году. Надеюсь, глава города и его помощники выйдут с нами на связь и начнут помогать студийцам – как это уже происходит в других городах. У студии есть и текущие проблемы. Занятия происходят в школе, остро стоит вопрос нехватки помещений. После летнего фестиваля сработало «сарафанное радио», и в студию влились еще 30 второклассников. Всего в восьми группах сейчас занимаются 110 ребят.
– Актерское мастерство, сценическая речь, пластическое самовыражение – не слишком ли сложная программа для второклассников?
– Мы можем научить лишь тому, что умеем сами. Поэтому в нашей студии нет уроков астрономии. Наша главная задача – помочь детям быть добрыми и не стесняться проявлять свою индивидуальность. Уметь выражать себя – это очень непросто даже взрослому. Считаю, недопустимо делать из детей картонных, говорящих не своими голосами на сцене ребят. А это, к сожалению, происходит очень часто в работе с детьми в так называемых творческих коллективах.
– Вы вместе со своими подопечными снялись у Тодоровского в новой картине «Географ глобус пропил» по повести Алексея Иванова. Результатом довольны?
– Материал отснят, но я его еще не видел. Эта история об учителе Служкине – настоящий мужской роман о герое нашего времени. А еще это наш поклон – таким фильмам, как «Полеты во сне и наяву», «Пацаны», «Отпуск в сентябре».
– Кстати, последний названный Вами фильм был снят по пьесе Вампилова «Утиная охота». С этим спектаклем несколько лет назад Вы приезжали в наш город на гастроли. Как Вам идея вновь оказаться на сцене «Красного факела»?
– К идее гастролей отношусь хорошо, только вот с чем к вам ехать-то? Дело в том, что я вышел почти из всего репертуара МХТ, осталась единственная роль – Мэкки-нож в «Трехгрошовой опере». В отношениях с театром решил выдержать паузу. Некоторые спектакли играю уже шесть лет, мой актерский ресурс в них поистощился. Люблю театр – но иногда от него надо и отходить, чтобы успеть соскучиться по творчеству. Зато теперь могу объехать с инспекцией все студии. Вчера Казань, сегодня Новосибирск, завтра Петербург – ощущаю себя просто Юрием Гагариным! При этом я остался в труппе МХТ, готовлюсь участвовать в юбилейном вечере к 150-летию театра, он состоится 17 января, называться будет необычно: «Вне системы».
– Весьма симптоматичное название по отношению к Вам... Догадался – Вас забирает к себе Голливуд, так?
– Я действительно снялся там в нескольких фильмах. Последняя работа была на картине «Война миров», сыграл в ней русского, говорящего на русском. Для того, чтобы сниматься в Голливуде, нужно уметь на английском языке дышать. Так что, будем считать, актера Хабенского в Америке не заметили. Но в любом случае, Голливуд – это приключение, возможность познакомиться с людьми, пообщаться с теми, кого, может быть, уже больше никогда и не увижу. Мне было интересно.
– Недавно закончились съемки отечественного сериала «Петр Лещенко», где Вы играете очередную главную роль. Чем привлекают Вас сценарии о судьбах реальных исторических фигур?
– Начнем с того, что тот же Колчак или Лещенко – собирательные образы. Ну, посудите сами, какой из меня Колчак – он же был адмиралом, знал восемь языков… Что касается Петра Лещенко, у нас с ним, кроме всего прочего, еще и разные вокальные данные. В этом восьмисерийном фильме мы все поем вживую. До этих съемок я думал, что умею петь!
– А вот роль Калигулы Вы уже исполнили дважды…
– Действительно, десять лет я играл императора в Питере. Премьеру сыграли, когда мне было 27. Сейчас участвую в литературно-музыкальном проекте Юрия Башмета, читаю отрывки из пьесы Камю под музыку Шуберта в исполнении камерного ансамбля «Солисты Москвы», где дирижирует Юрий Абрамович. Совсем недавно премьера прошла в столице, в зале Чайковского, после чего мы уже успели побывать в Питере и Екатеринбурге. Я видел спектакль прошлого сезона «Калигула» в постановке Някрошюса с Евгением Мироновым в заглавной роли. Режиссеры разного возраста видят эту пьесу по-разному. У Башмета свое восприятие текста Камю – но так и должно быть.
– Мы Вас видим тоже очень разным. В витринах одного из магазинов модной одежды в самом центре города висит целая фотосессия Константина Хабенского. Не было вестей из магазина – насколько выросли продажи?
– Эту фотосессию попросили сделать мои товарищи. Кроме баннеров в окна, мы сделали еще и футболки с моими фотографиями. Деньги от их продаж идут в наш Фонд помощи больным детям. Подробный отчет будет подготовлен к концу года. А пока – мои поздравления читателям газеты с наступающим Новым годом!
Юрий ТАТАРЕНКО
Комментарии