• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 12:24 пятница, 29 марта
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    29.03.2024
    USD: 92.26
    EUR: 99.71
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Компьютер – страшный монстр?

    Компьютер – страшный монстр?


    Трудно представить современную жизнь без компьютера. При этом СМИ, психологи и социальные службы настойчиво пытаются предупредить родителей, подростков об опасности увлечения компьютерными играми, особенно с момента появления сетевых игр. Что же это за опасность?

     

    Для начала: необходимо различать сетевую игру и обычную «стрелялку-бродилку». Сетевая игра – это игра, в которую вовлечено большое количество игроков одновременно (до десятков тысяч), игра происходит в реальном времени (онлайн). Самый распространенный вариант – ролевая компьютерная игра, в которой игрок выбирает себе персонажа. Игроки могут переписываться в чате, что обеспечивает не только координирование игровых действий, но и простое общение.

    А теперь представим себе обычную семью, в которой подрастает ребенок. К примеру, у этой семьи нет компьютера, так как родителям он не нужен. Ребенок идет в школу и там узнает о том, что у кого-то есть замечательная вещь, с которой так здорово проводить время! Он приходит домой и настойчиво просит родителей приобрести компьютер, ведь «он у всех есть», обещает заниматься на нем. И родители, видя логику и смысл в этих доводах, соглашаются. После ребенок доказывает необходимость подключения интернета («там есть необходимая для учебы информация»). И вот в доме есть и компьютер, и Сеть.

    Через некоторое время обнаруживается, что ребенок не занимается за компьютером, а играет. К сожалению, в этот момент не каждый родитель осознает, к чему может привести безобидная игра. И даже если родители слышали где-то тревожную информацию, то считают: «Это не про моего ребенка».

    Стоит оговориться, что зависимость от компьютера формируется не сразу. Существует несколько стадий:

    1. Стадия легкой увлеченности. После того, как ребенок один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то мечтает пострелять из ручного пулемета, кто-то – посидеть за рулем автомобиля или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Ребенок получает удовольствие и положительные эмоции от игры. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности.

    2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе ребенка на эту стадию, является формирование постоянной потребности в игре. Возвращается из школы – сразу за компьютер. Игра в компьютерные игры на этом этапе становится систематической. Если что-либо мешает ребенку реализовывать свою потребность в игре дома, он начнет активно решать эту проблему, например пойдет к другу, в интернет-кафе.

    3. Стадия зависимости. На этом этапе игроков можно разделить на две категории, первая из которых является так называемой социализированной. Такие дети очень любят играть совместно, с помощью компьютерной сети, друг с другом. Обычно их окружение сокращается до определенного круга таких же фанатов. Это не дает, как правило, полностью оторваться от реальности, уйти в виртуальный мир. А вторая форма – индивидуализированная. Здесь идет не только нарушение всех нормальных человеческих форм общения, но и мировоззрения. Оно начинает опираться на виртуальную реальность («как в игре, так и в жизни»). Такие дети часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями (поесть, поспать).

    4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности. Отношения с компьютером на этой стадии можно сравнить с неплотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий – она может длиться всю жизнь. Компьютерные игры имеют небольшую историю, однако случаев полного угасания зависимости единицы.

    Есть предположение, что не все дети имеют равные шансы стать зависимыми от компьютерных игр. Это правильно и неправильно одновременно. Действительно, существует группа риска, в которую входят дети с заниженной самооценкой, застенчивые, с комплексом неполноценности (например, по поводу какого-либо физического недостатка), с трудной семейной ситуацией. Если вспомнить основную потребность подросткового возраста – потребность в общении и принадлежности группе, можно понять, почему для подростка так привлекательна игра. Сеть дает возможность знакомиться онлайн, общаться, не выходя из своей комнаты, не слезая с любимого стула. А также находить компанию по интересам (а интерес один – игровой, тут не ошибешься). Ребенок не выходит на улицу, общается в чате, и у него очень быстро возникают проблемы с общением в реальности – в школе, на улице, дома. Эти трудности заставляют бежать от проблем и еще больше углубляться в мир, где ему просто и легко – в игру. Что делать родителям? Помочь найти компанию (например, кружки, спортивные секции, с предоставлением выбора ребенку), поощрять и помогать поддерживать контакты (прогулки, походы в гости, совместные поездки на отдых).

    Низкая самооценка, комплекс неполноценности, застенчивость? Нередко ребенку не хватает душевных сил справиться с этими проблемами, а у родителей он не находит поддержки либо ее недостаточно. В игре ребенок может примерить на себя роль с такими качествами, которых в жизни ему недостает. И уже онлайн получать комплименты, восхищение, поддержку. Другой момент – если ребенок делает ошибку в игре, то ее легко исправить (избежав упреков, наказания). А если эту ошибку заметили виртуальные товарищи, тут спасает момент анонимности. Что делать родителям? В первую очередь, замечать изменения настроения, поведения, так как это может быть сигналом снижения самооценки. Обращать пристальное внимание на заявления ребенка, что он в чем-то не так хорош, как хотел бы. Поддерживать положительные моменты его особенностей, оценивать успех, даже самый минимальный («ты самостоятельно добился результата»).

    Трудная семейная ситуация? Замечено, что даже в самых благополучных семьях дети могут попадать в зависимость. Это может быть связано с попустительским стилем воспитания, например, когда родители заняты работой и большую часть времени ребенок предоставлен сам себе. Он не получает достаточного количества внимания; чувство ненужности, слабой заинтересованности со стороны родителей делает ребенка беспомощным, что влечет за собой снижение самооценки. С другой стороны, постоянный родительский контроль, авторитарный стиль воспитания лишает ребенка возможности реализовать свои собственные желания, мечты (он дни напролет реализует желания и мечты родителей). Свои потребности откладываются «на потом», и неизвестно, когда воплотятся в жизнь, если воплотятся вообще. Вот здесь возникает решение: уход в виртуальность. Там можно все.

    Особенно настораживает последняя тенденция «знакомства» с компьютером детей 4-6 лет («он там тихонько сидит и не мешает делами заниматься!»). Это возраст активного развития сюжетно-ролевой игры. Дети этого возраста примеряют на себя роли мамы, папы, врача, воспитателя. Через такую игру они познают, каким образом строятся межличностные отношения. Этот первый опыт накладывает отпечаток на всю жизнь человека. В компьютерной игре тоже примеряются роли – убийц, монстров, безумных гонщиков. И здесь решать родителям: какие из этих ролей нужны их чаду, будущему взрослому человеку?

    Мария ФРИЗЕН, психолог центра «Радуга»


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Как мужу «выйти из декрета»
    138 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    «Мамаша, ко мне!»
    433 0
    "Навигатор" № 9 (1431) от 08.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Муж превращается в свёкра
    392 0
    "Навигатор" № 8 (1430) от 01.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Ежедневный ад
    463 0
    "Навигатор" № 7 (1429) от 23.02.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Нормальные пацаны в 8-м классе не учатся?
    377 0
    "Навигатор" № 6 (1428) от 16.02.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Последний шанс?
    416 0
    "Навигатор" № 5 (1427) от 09.02.24

    Популярное