• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 08:14 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Когда творить мешает... сердце

    Когда творить мешает... сердце

    Когда творить мешает... сердце

    В Доме ученых СО РАН по 20 октября работает выставка микроминиатюр Владимира Анискина «Диво под микроскопом». Экспозиция насчитывает 28 работ, выполненных на маковых и рисовых зернышках, косточке винограда, на торце конского волоса и даже внутри него! Этой техникой во всем мире владеют только десять мастеров микроминиатюры. Наш корреспондент встретился с автором уникальной коллекции старшим научным сотрудником ИТПМ Владимиром АНИСКИНЫМ.

    – Ваши работы можно увидеть только в родном Академгородке?

    – У меня четыре действующих выставки. Стационарная экспозиция находится в Петербурге в музее микроминиатюры «Русский Левша», там около 50 моих работ, это треть того, что мне удалось сделать с 1998 года. Есть еще три передвижные выставки. Та, что курирую сам, как раз и находится сейчас в Доме ученых. Другую по европейской части России возит мой менеджер, работы выставлялись в Орле, Ростове, Смоленске, Брянске… А третья коллекция колесит по заграницам. В 2011 году она была в Польше, после этого в Чехии. Но вернул ее в Россию. С зарубежными музеями сложно сотрудничать, некоторые из них прежде никогда не сталкивались с микроминиатюрой. Соответственно, им трудно понять, что это такое – подкованная блоха, какой в ней практический смысл. И пробить эту стену непросто.

    – Вот она, обратная сторона медали! Микроминиатюристов мало – и вас мало знают…

    – Мне известен только один коллега из Великобритании, успешный с коммерческой стороны дела. Он умудрился продать коллекцию из 70 работ за 11 миллионов фунтов! Причем его произведения не отличаются особенной сложностью.

    – Мастера микроминиатюры общаются между собой?

    – Лично знаком только с четырьмя коллегами. Должен заметить, что все они – самодостаточные люди. Однако и у них встречаются признаки звездной болезни: сказывается постоянное повышенное внимание прессы и восхищение публики. Я тоже порой замечаю за собой проявления «поехавшей крыши» – но тут же стараюсь поставить ее на место!

    Так сложилось, что микроминиатюристы практически не общаются – нет предмета разговора. Первым делом при знакомстве говорил коллегам: не раскрывайте секретов технологии, не лишайте меня радости открыть их самому! И кое-что удавалось открыть самостоятельно.

    У многих мастеров в общении периодически проскакивает, что его работы – самые лучшие, один вообще объявил себя основателем этого направления! Для выяснения лучшего в нашем деле нужны критерии, а их нет. Вот если бы каждый мастер представил на суд ту же подкованную блоху – тогда можно было бы оценить, кто искуснее ее подковал. Но ведь это будет лишь одна из номинаций, полностью представления об уровне мастерства она не даст. В конце концов, микроминиатюристов в России всего пятеро – какой смысл расставлять нас по ранжиру?

    – У Вас 150 работ за пятнадцать лет – это же конвейер эксклюзива!

    – Выходит, что так. С некоторых пор каждый экспонат делаю одновременно в трех экземплярах. Так проще, чем потом возвращаться к дублированию. Ничего зазорного в таком «клонировании» нет – каждая работа делается вручную и при этом не штампуется – зато мои микроминиатюры сможет увидеть большее число людей.

    Для работы нужно особое состояние. Если ты не в настроении, не получаются даже самые простые вещи. Это яму копать легко. Взял лопату, покидал землю, покурил, и снова – бери больше, кидай дальше. А у нас сел дома за стол – а работа либо идет, либо нет. Раздражать может и свет, и звук, и поломка инструмента. Пока дети не уснут, беру работу попроще. В особо ответственные моменты прошу никого не заходить в комнату, ведь мне мешают даже удары собственного сердца! Люблю работать с маковым зернышком и строить композиции из золота на торце волоса – смотрится очень красиво!

    – Кто первый зритель Ваших произведений искусства – супруга?

    – Конечно, она. И мнение жены, ставшей за эти годы весьма искушенной в микроминиатюре, для меня очень ценно. Если она говорит, что я молодец, и идет готовить ужин – работаю дальше. Когда же смотрит на меня молча – значит, работа удалась.

    – У Вас двое сыновей. Талант микроминиатюриста передается по наследству?

    – Одному парню 13 лет, другому семь. Они выросли на микроминиатюре, для них это не встреча с чудом. Вот папа опять копается за столом, вот закончил, они посмотрели, что получилось и каким образом, и побежали играть дальше. Конечно, могу их научить уникальным вещам, на самостоятельное освоение такого сложнейшего дела надо потратить не меньше десяти лет. Но пацаны пока еще не понимают этого. В любом случае прослежу за тем, чтобы у них были умелые руки, и без куска хлеба они не останутся.

    – Для Вас работа с резцом и микроскопом – радость, галеры, привычка?

    – Ну, какие еще галеры! Когда пришла идея, скорее за работу – и не замечаешь ни времени, ни усталости. В нашем деле секрет успеха – в большом желании, именно оно и порождает терпение, усидчивость, настойчивость…

    – Вам удалось разместить восемь верблюдов внутри конского волоса – потрясающе!

    – К сожалению, эта одна из первых моих работ хранилась в Петербурге и погибла. Я не учел, что при изменении влажности волос деформируется. Внутри композиции образовались пузырьки газа, попытался устранить дефект и только все испортил. Но в нашем деле работы нередко гибнут и в зародыше, и на завершающей стадии.

    Любая неудача закаляет. Стараюсь делать красивые вещи. И эти намерения публика чувствует и принимает. Тем более уделяю большое внимание и оформлению своих работ. Вот только для того, чтобы получить удовольствие, зритель должен выставку увидеть. Но кто и как его завлечет? Считаю, этим надо заниматься не автору, а специальному менеджеру. Моя задача – придумать и сделать миниатюру.

    – Любимый вопрос журналистов: что в ближайших планах?

    – Через месяц у меня защита докторской диссертации – на тему «Экспериментальное исследование микротечений жидкости и газа». Готовлю и новую коллекцию микроминиатюр для Мемориального музея космонавтики в Москве. Десять работ будут оформлены в единую композицию с общим увеличительным стеклом. После завершения столичной выставки они отправятся на Международную космическую станцию. Семь микроминиатюр уже готовы. Осталось поработать с краской с летательного аппарата и с маковыми зернышками, побывавшими в космосе.

    – В Вашей жизни наука и творчество соперничают или дополняют друг друга?

    – Было время, подумывал сделать выбор в пользу микроминиатюры. Но все же решил распределять себя равномерно: на семью, науку и свое хобби. Понятно, периодически что-то отнимает больше времени и сил, но внимание к родным для меня остается самым главным.

    – Что на Ваших выставках пишут в книгах отзывов?

    – Очень ценю добрые слова и Жореса Алферова, и Валерия Гергиева… Были и курьезные случаи. Однажды мои работы выставлялись в музее, и один мальчик написал: «Не хотел сюда идти, в музеях нет ничего хорошего – сплошные древности! Но мне очень понравились работы замечательного мастера Анискина, даже жалко, что он умер!» (смеется). То есть парень и представить не мог, что в музеях бывает и что-то современное…

    Юрий ТАТАРЕНКО

    10.10.2013, 15:00 поблохело
    Да, до маковых зернышек аж из космоса редко где еще доходило. А сердце машает,так я слышала, советуют между ударами сердца. В смысле творить
    10.10.2013, 02:32 Светлана
    Как здорово, что в нашем Академгородке живут такие таланты!

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    366 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    437 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    341 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1217 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    448 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное