Карманные деньги
Карманные деньги
Моему сыну скоро будет десять лет, но он до сих пор не понимает ценности денег. Тратит их бездумно, а потом еще и обманывает.
Вот одна из последних ситуаций. Недавно с бабушкой и дедушкой мой ребенок был на Алтае, на карманные расходы я дала ему сто рублей на неделю. Сын непонятно на какие деньги купил несколько игрушек бакуганов. Бабушка с ним серьезно поговорила, но так и не смогла прояснить, где он взял деньги на покупку. Потом игрушки пропали, бабушке мальчик сказал, что подарил их. Со мной на эту тему вообще не стал разговаривать.
Вторая ситуация произошла на днях. Я работаю, пишу срочный отчет, он подходит, просит денег на шашлык, даю ему 500 рублей, предупреждая, чтобы сдачу он положил на стол. Однако денег я так и не увидела. Только после того, как я пригрозила сыну ремнем, сознался, что ходил в парк, катался на машинках.
Не знаю, как быть. Все говорят: надо контролировать, ограничивать, но я хочу, чтобы ребенок сам все понял. Ведь он видит, что мне приходится работать даже по ночам, воспитываю я сына одна. Иногда говорю ему прямо, что лишних денег на игрушки-шоколадки нет. Нужны деньги, скажи зачем – дам, если на что-то полезное.
Вы правы, что сын не знает ценности денег. Ведь у него нет опыта ими распоряжаться. У большинства сверстников Вашего ребенка уже есть карманные деньги, и мальчик не может не завидовать этому и даже предпринимает определенные действия, чтобы решить вопрос. Даже если цена тому – испорченные отношения с Вами. Сейчас у него такой возраст, когда отношения со сверстниками приобретают все большее значение.
Карманные деньги отличаются от целевых прежде всего тем, что ребенок может тратить их самостоятельно, без отчета. Хорошо установить фиксированную сумму, которую сын будет получать от Вас раз в неделю, независимо от его поведения. В этом случае ребенок, пожелав купить что-то более дорогое, учится планировать свой бюджет.
Важно, чтобы эта минимальная сумма была в любом случае, потому что деньги за хорошее поведение, заслуги перед мамой на хозяйственной или учебной ниве, приводят к подмене понятий, обесценивают производственный процесс. Ребенок начинает что-то делать или не делать ради денег: помогаю маме с уборкой не потому, что хочу, чтобы было чисто в доме или потому, что люблю маму и хочу облегчить ее труд, а потому что эта услуга стоит денег.
Сейчас у Вашего сына единственный способ что-то получить – выпросить деньги у мамы, а удается это не всегда. Предлагаю Вам подумать над тем, как Ваш ребенок может заработать карманные деньги. Это могут быть дела, которые находятся в русле Вашей профессиональной занятости. Может быть ему по силам набить несложный текст или что-то еще.
Сейчас лучше не наказывать сына за те проступки, о которых Вы написали, а серьезно поговорить, проанализировать, почему так получилось, а также предложить пути решения этой ситуации.
Что касается суммы карманных денег, определите ее в соответствии со своими возможностями. Главное, чтобы она была фиксированной. Кроме того, она должна превышать обязательные траты – на питание в школьном буфете, проезд и т.д. Сын может потратить эти деньги, как считает нужным: может покупать мороженое, ходить в парк, экономить.
Так постепенно ребенок сможет почувствовать ценность денег и научится планировать собственный бюджет.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии