Как справиться с негативизмом
Как справиться с негативизмом
Как помочь четырнадцатилетнему подростку справиться с негативизмом? Он всем недоволен: разбудили не вовремя, школа не в том месте находится, учителя – нехорошие люди, предметы в школе – дурацкие…И самим собой тоже недоволен: телосложение не то, ничего толком не получается, ходит в бассейн, а плавать никак не научится. Если его послушать, так все плохо-плохо-плохо. Очень тяжело каждый день смотреть на кислое лицо, понимать, что он это не со зла – сам с собой не справляется. Но как ему помочь?
Прежде всего надо показать мальчика эндокринологу. Возможно, на фоне подростковых изменений что-то разладилось в работе щитовидной железы. Тогда его психологическое кислое, как Вы говорите, состояние – это реакция на физиологические проблемы организма, и помогать ему стоит медикаментозно в соответствии с рекомендациями заслуживающего доверия доктора.
Когда вопрос с эндокринологом прояснится, будет понятно, что делать дальше и достаточно ли только психологических мер.
Кроме того, ребенка важно научить поддерживать и хвалить себя самому. Родителям нужно выбрать те области, где сыну легче всего почувствовать себя успешным и самостоятельным.
Важно акцентировать внимание на положительных проявлениях даже в незначительной степени. Например, если он уже месяц ходит в бассейн и обычно не может проплыть без остановки 50 метров, а сегодня проплыл 75, то пусть скажет себе: «Я молодец, моя спортивная форма улучшилась, возможно, этот результат проявился в чем-то еще, например, в ощущении физической легкости после тренировки или даже в наращивании определенных объемов».
Если ребенку трудно отмечать даже такие мелочи знаком «плюс», он их не видит, можно попробовать родителям вносить похвалу микродозами. Важно, чтобы все из того, что Вы отмечаете как плюс для ребенка, было правдой. Например, встал утром без дополнительных напоминаний – похвалите его.
Бывает трудно сразу начинать с массированной похвалы. Легко назвать себя «супермолодцом» может не каждый. Поэтому лучше начинать с менее экспрессивных оценочных слов, направленных не на собственную личность, а на действия, которые выполнены сегодня хотя бы чуть лучше, чем вчера: «Сегодня я справился с домашней работой быстрее чем на три минуты. Моя работа стала чуть-чуть эффективнее». На первых порах здесь также могут подключаться родители, между делом отмечая успех ребенка: сегодня быстрее и лучше, чем вчера.
Свои успехи лучше отмечать в сравнении с собой, а не с окружающими. Это дает гарантированный результат и страхует от неудачи. Если я занимаюсь каким-то делом изо дня в день, мастерство мое растет в любом случае. Здесь стоит целенаправленно сделать акцент на том, что сравнивать свои успехи с чужими бессмысленно. Можно даже составить на эту тему отдельный разговор. У каждого человека – свой старт, свои возможности и способности, поэтому лучше смотреть только на свои изменения.
Кроме родителей, ребенку полезно заручиться доброжелательным свидетелем – человеком, который безусловно к нему хорошо относится и готов поддерживать его в развитии навыка самопохвалы: кивать, да, это точно так, как ты говоришь, может быть, даже иногда высказываться инициативно, отмечая его успехи. Таким человеком может быть друг, учитель, брат – любой заинтересованный в ребенке человек, готовый потратить на него некоторое количество времени и сил.
Так можно помочь ребенку сформировать положительную идентичность – осознание себя как хорошего, успешного человека. И на этом пути к нему стоит присоединиться. Если родители будут о себе еще лучшего мнения, ребенок только выиграет. К тому же появится что-то вроде объединяющего общего интереса, а это тоже очень полезно.
А. Бердникова, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии