• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 03:52 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Каждый пишет, как он дышит»

    «Каждый пишет, как он дышит»

    «Каждый пишет, как он дышит»

    В Доме учёных СО РАН прошёл творческий вечер писательницы Дины РУБИНОЙ. Судя по почти заполненному в разгар дачной страды Большому залу ДУ, её творчество у нас знают и любят. Она приехала в Новосибирск из Томска, а до этого встречалась с читателями в Барнауле.

    – Для меня такие поездки, – говорит Дина Ильинична, – не только вид представления своих книг и не только издательские дела. Когда выходит новая книга, по договору я обязана выступить в Москве и в Питере (писательница живет в Израиле). Но сейчас решила расширить географию. Писатель всегда в поисках диалога, картинки, сценки, характера. Обожаю разговаривать с людьми, обожаю прямую речь, таксистов просто боготворю – все свои главные сведения о жизни черпаю у них.

    – Несколько лет назад завершила трилогию «Русская канарейка», – продолжает писательница. – Пять лет писала этот роман, не верила себе, что выползу из-под него, но выползла. Решила, что после него буду делать какие-то небольшие почеркушки. Стала листать свои залежи и обнаружила довольно большое количество рассказов от первого лица (люблю разговаривать в поездах, самолётах) и написала цикл рассказов, который называется «Медная шкатулка».

    Творческие встречи с писателями зачастую не отличаются артистизмом главного действующего лица. Но к Дине Ильиничне это не относится: она великолепно читает со сцены свои произведения.

    – Мне кажется, писатель сам по себе абсолютно не интересен, – уверена Рубина. – Настоящие писатели не умеют читать свои произведения, они отвечают на вопросы. Мне повезло: дано читать свои вещи. Считаю себя «актёркой», и это до известной степени интересно.

    – Выступаю очень давно, всю свою жизнь, – продолжает писательница. – Эта история началась много лет назад, с тех пор, как опубликовала свой первый рассказ в журнале «Юность», одном из самых популярных в СССР. Так что очнулась знаменитой, однако сначала не поняла масштаба этой известности. Но когда ко мне начали приходить письма из разных колоний и лагерей от молодых людей, которые уже должны были отсидеть срок, от матросов Балтийского и Черноморского флотов, вот тогда поняла, что такое известность.

    И Дина Ильинична с юмором рассказала о первой встрече с читателями, которая состоялась в то время, когда она ещё училась в девятом классе.

    Второе отделение творческого вечера было посвящено ответам на многочисленные записки, поступавшие из зала в течение всей встречи.

    На вопрос, как возникли герои романа «Русская канарейка» Лион и Аля и встречала ли писательница таких людей в жизни, Дина Ильинична ответила:

    – Во-первых, в жизни происходит такое, что никакая литература не может изобрести. Во-вторых, жизнь не равна литературе, а литература не равна жизни. Сравнивать их – большая ошибка. Художественное произведение – закрытый мир, и чем более он аутентичен, тем больше мы в него погружаемся.

    Когда начала работать над «Русской канарейкой», придумав кое-что ночью, встала утром и рассказала мужу (и муж, и жена писателя – самые несчастные люди: на них всё «обтачивается»). Было бы замечательно, говорю я, если бы у этого страстного канаравода (один из героев будущего романа), человека, полностью посвятившего жизнь канареечному пению, единственная ненаглядная дочь родилась бы глухой? Муж говорит: «Возможно, идея оригинальная, но я думаю – это тупиковый путь. Ты же не сможешь, как раньше, написать: «Глухие, отзовитесь!». Дело в том, что когда я работала над последней книгой, то написала в Фейсбуке: парашютисты, отзовитесь. Отозвались 75 человек. Я подумала: «Действительно, это невероятно, невозможно. Где я это всё найду?» Включаю компьютер, получаю первую порцию писем и среди прочих – письмо от глухой женщины. И завязывается переписка: начинаю узнавать диагноз, лечение, постигать психологию человека...

    Дину Ильиничну попросили оценить творчество лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич:

    – Для этого нужно знать весь свод произведений автора, а я, как в известном анекдоте, «чукча – не читатель...» Точнее, читатель всевозможной другой литературы: справочной, специальной, той, которая помогает работать над сегодняшним проектом. Читала несколько произведений Светланы Алексиевич. Она серьёзный, очень мужественный, честный писатель и полностью заслуживает Нобелевской премии.

    Вопрос: кто из современных российских прозаиков и поэтов, на её взгляд, наиболее значителен, несколько озадачил Дину Ильиничну:

    – Никогда не называю имён. И не потому, что не знаю их. Любой читатель выбирает писателя для чтения не по его значимости, а по тому, как он дышит. Вспомните Булата Окуджаву: «Каждый пишет, как он дышит». И каждый читает, как он слышит и дышит, потому что выбирает писателя по интонации, по кругу тем.

    Из зала пришла записка: был ли вымышленным образ главной героини в новом романе «Бабий ветер» или же она встречала такого удивительного человека в жизни?

    – Когда писала «Русскую канарейку», страшно выдохлась. Пытаясь понять, что мне делать дальше, наткнулась на письма от моих подруг, которые работают косметологами в Чикаго и Атланте. Это наши русские женщины, эмигрировавшие в 90-м году, они мне пишут каждую неделю. Смотрю, у меня много материала, но это ещё не книга, это – низ человеческого существования. И вдруг в какой-то компании встречаю очень милую женщину, чуть моложе меня, и узнаю, что в молодости она была парашютисткой, чемпионкой, а потом стала пилотом воздушного шара. И я поняла – вот оно! И получалось, что моя героиня приобрела и такую юность, и такую профессию. Эта книга писем: одна женщина просто пишет другой, скажем, писательнице, которой нужны реальные сведения о профессии героини – косметологии. А моей героине всё хочется про парашюты, про воздушные шары, но, тем не менее, она пишет и о своей работе тоже.

    В одной из записок спросили, какие экранизации своих произведений Рубина считает удачными, а какие – нет.

    – Всегда шучу, что автора книги нужно убивать до премьеры. Писателю стоит запретить смотреть фильм: это абсолютно другой вид искусства. Два раза в жизни сама писала сценарии. Это фильм по рассказу «Любка» и фильм «На Верхней Масловке». За всё остальное не несу ответственности. Не смогла досмотреть «На солнечной стороне улицы»: посмотрела двадцать минут, пошла в спальню и легла лицом в подушку. «Синдром Петрушки» тоже не досмотрела: вроде бы мои любимые Женя Миронов и Чулпан Хаматова… Я очень на них надеялась, а оказалось – совершенно напрасно. Не стыдный фильм снял Станислав Митин — «Двойная фамилия» (по моей одноимённой повести и рассказу «Терновник»). Видно, мне самой нужно играть всех героев и самой смотреть.

    На вопрос, какое произведение самое любимое, Дина Ильинична без раздумий ответила:

    – То, которое задумано, и работа над ним только-только начата.

    Ирина ОНУЧИНА
    Фото из открытых источников

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    365 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    437 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    341 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1215 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    448 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное