Жизнь за пределами уроков
Жизнь за пределами уроков
Моя дочь учится во втором классе. Уроки для нас – настоящая катастрофа. Особенно тяжело приходится в те дни, когда дочь ходит еще и на гимнастику. Спать ложимся поздно. Весь день ругаемся из-за уроков. Такое ощущение, что в жизни больше ничего нет. Хорошо еще, что я не работаю. Не представляю, как справлялась бы. Что делать, как вселить в ребенка хотя бы каплю самостоятельности и ответственности?
Прежде всего Вам необходимо успокоиться и представить, что за пределами уроков жизнь все же происходит. Делегировать ребенку ответственность также возможно. Рассмотрим один из возможных вариантов решения проблемы.
Сначала определитесь – каково быть внутри ситуации: что в ней нравится, что нет, чего в связи с этим хочется.
Следующий шаг – поговорить с ребенком и обозначить свое отношение к происходящему. Постарайтесь также высказать свое предположение по поводу эмоций, которые испытывает ваша дочь. Например: «Я заметила, что как только речь заходит об уроках, мы с тобой начинаем ссориться. Мне это не нравится, я устаю. Думаю, что и тебе неуютно выполнять домашнее задание в такой атмосфере...»
Обозначив отношение к проблеме с обеих сторон, необходимо сосредоточиться на способах ее решения.
Для начала можно признать собственную растерянность по поводу происходящего и спросить у ребенка о его идеях, что можно сделать, на его взгляд, в сложившихся обстоятельствах, какие ваши действия или слова могут ему помочь. Если внятной стратегии у дочери не будет, предложите ей ряд экспериментов.
1. Самое трудное – начать делать уроки. Предложите ребенку заводить будильник на указанное время. Не факт, что он сядет за уроки в назначенный час. Но одно дело возмущаться и противодействовать родителям, которые настаивают на необходимости выполнять домашнее задание, и совсем другое – пойти против самого себя – того, который сам определил время и завел будильник.
2. Можно провести хронометраж выполнения уроков. Для повышения интереса и эффективности лучше засекать время, которое уходит на выполнение каждого задания: по математике, русскому языку, чтению и т.д. Результаты лучше записывать в табличку и сравнивать их с тем, что было вчера, позавчера. По этим наблюдениям можно сделать выводы: что происходит в процессе выполнения уроков, куда и на что уходит время, где его ресурс. Если наблюдать за процессом в течение месяца, то вполне можно выработать привычку быстро и эффективно выполнять домашние задания. От взрослого здесь требуются силы и время на сопровождение этого процесса.
3. Результаты может дать изъятие из речи родительского «мы». Когда вы говорите «мы делаем уроки» – это так и есть. Вы вместе с ребенком делаете уроки, и тогда за их выполнение отвечаете Вы, а не он. Если перестать говорить «мы» в тех случаях, когда речь идет о том, что можно и должно делать ребенку самостоятельно, то часть ответственности за процесс ему придется ощутить.
4. Предыдущий пункт можно закрепить так называемым запараллеливанием дел, которые Вы выполняете, пока ребенок работает над домашним заданием. Например: «Пока ты делаешь математику – я чищу картошку. А когда ты начнешь читать «Окружающий мир», буду заваривать чай».
Указанные меры не гарантируют стопроцентной передачи ответственности за уроки ребенку, но в качестве первого шага в этом направлении могут использоваться.
А. Бердникова,
психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии