Интервью в век хромированного эгоизма
Интервью в век хромированного эгоизма
Алексей АГРИКОЛЯНСКИЙ – новосибирский скульптор, создатель многих известных композиций в городе. В Академгородке его работы – «Вальс Победы», памятник лабораторной мыши, памятник лирическому герою песни «Иду один» группы «Иван-Кайф». В жизни Алексей руководствуется принципом Далай Ламы: «Помните, что не всегда то, чего вы хотите, вам нужно».
– Алексей, а что нужно Вам, как профессиональному скульптору?
– Моя работа – это образ жизни. Не могу заниматься тем, что не нравится, любая другая деятельность мне неинтересна. Создавать скульптуры для меня единственная возможность трудиться.
– И радовать своими творениями нас, горожан, хочу добавить. Ваша самая любимая работа?
– Памятник лабораторной мыши, к нему у меня никаких претензий нет, вполне удовлетворен мышкой в отличие от остальных работ. Нарисовал комплекс Андрей Харкевич, прекрасный дизайнер, а мне уже доверили прорабатывать сам образ, дали большой текст, где были озвучены все нюансы и требования к памятнику.
– Расскажите, как создавалась скульптурная композиция «Вальс Победы», самый романтичный памятник Великой Отечественной?
– Средства выделяли спонсоры, а со мной связь держали представители мэрии. Что касается истории возникновения памятника, то во время празднования одной из юбилейных дат, посвященных Дню Победы, районная администрация вместе с советом ветеранов Академгородка обратились ко мне с просьбой сделать эскиз. Основное пожелание, которое было высказано, – не повторять идею тех слезных монументов, которых много по России. Так и возникла идея: огонь, вальс – экспрессия, соответствующая Великой Победе, стилизация в духе так называемого сурового стиля. «Вальс Победы» можно обсуждать, но ветеранам скульптурная композиция понравилась. Я был на открытии памятника 9 мая 2010 года, и многие участники Великой Отечественной подходили ко мне, плакали, благодарили. С этой точки зрения я вполне удовлетворен. Сейчас сделал бы памятник по-другому, но идею сохранил.
– Скульптор в отличие от художника не может изменить свою работу. Так получается?
– К сожалению, да. Хотя с памятником Михаилу Зуеву вышло несколько иначе. Макет и модель уже были утверждены, я изобразил героя придерживающим двумя руками воротник от ветра, но вдруг прозвучало мнение: «Нет, он очень трагичный, мы хотим опустить одну руку». А как опускать, когда памятник уже готов? Смысл круглой скульптуры в том и состоит, что она со всех сторон ритмически оправдана, пустого места нет. Однако руку пришлось опускать. Успокоил себя тем, что между собственным эго и желанием заказчика нужно искать компромисс. То, что нравится самому, можно представить на выставке, а здесь главное слово принадлежит заказчику. И вообще, спасибо большое, что находятся те, кто финансирует такие проекты. Ведь большинство обеспеченных людей тратят деньги в соответствии с философией общества услуг и потребления – покупают новые автомобили или едут в Таиланд. В наш век хромированного эгоизма проявление интереса к искусству меня восхищает.
– Какие новые работы скульптора Агриколянского появятся в Академгородке?
– Планы всегда есть. Но обычно из десяти задуманных объектов жизнь обретают не более трех – такая у нас, скульпторов, статистика. Делаются макеты, утверждаются, а потом на пути неожиданно возникает препятствие. И не всегда финансовое. Так, третий год в моем столе лежит готовый макет скульптуры младшего научного сотрудника. Он прошел все согласования, не было ни вопросов, ни споров, наоборот, все утверждали, что мне удалось попасть в точку.
– Интересно было бы взглянуть..
– Идея такая – мнс с велосипедом пытается перейти проспект Лаврентьева и робеет. Композицию предполагалось установить возле остановки транспорта, где есть пешеходный переход. Но когда эта инсталляция появится в Городке, сказать не могу. Пока нет спонсора. Еще пример: полтора года назад у меня погиб товарищ, Виталий Горелик, он второй альпинист планеты, имел серебряный ледоруб. В память о погибшем на перекрестке Морского проспекта и улицы Ильича мы хотим сделать инсталляцию и рекреационную зону: кусок скалы, на ней альпинистское снаряжение, в основании – полукруг из камня, чтобы можно было присесть. Для реализации этого проекта спонсоры не требуются, создана инициативная группа, которая готова вложить свои финансовые средства. Однако мы утонули в согласованиях. Вот уже почти год ходим по кабинетам СО РАН, чтобы нам утвердили место. И вроде бы все «за», но официального разрешения мы до сих пор не получили.
– Вокруг скульптурных композиций часто создаются легенды. Например, если торговке из композиции «Сцена покупки» на Центральном рынке в карман фартука насыпать мелочь, то деньги у человека всегда будут. С Вашими работами связано что-то подобное?
– Специально таких историй не собираю. Но слышал кое-что про скульптуру Большого Уха, которая установлена в Бердске. Вдохновил меня на этот образ советский мультфильм про эхо. В Бердске же этот Человечек с большим ухом считается талисманом города. И если в ухо ему прошептать свое желание, то оно обязательно исполнится. Как-нибудь проверю. А рядом с Ухом в городском парке на дереве – моя скульптурная композиция «Аисты». На металлическое гнездо молодожены для крепости брака вешают замочки, а ключи выбрасывают.
– Что Вас увлекает кроме творчества?
– Занимался спортом и в детстве, и в студенческие годы. Участвовал в открытых турнирах по рукопашному бою, гонял на автокроссах, так как люблю острые ощущения. Долгое время увлекался альпинизмом, постоянно куда-то ездил, но в прошлом году у меня родился ребенок и свободного времени совсем не остается. О риске раньше не задумывался, но за год до рождения дочери потерял троих приятелей – альпинистов. Сейчас иногда вожу мотоцикл.
– Что бы поменяли в облике Новосибирска?
– Ничего искусственно менять и убирать нельзя. Даже в Париже есть те еще «залепухи». В Мадриде, например, памятник Гарсиа Лорке такой, что у нас зачастую Ильичей лучше делали, но памятник стоит, и никто его не собирается сносить. У меня есть учитель – мастер, который живет в Непале. Так вот у него логика простая – лучшее, что ты можешь сделать, это не давать комментариев по поводу уже установленной скульптуры, потому что она для кого-то – источник впечатлений. И начиная разбирать ее по косточкам, ты убиваешь цветки позитива. Уровень восприятия у всех разный. Нет вещей, которые не имели бы права на существование, если, конечно, они не задевают и не ущемляют чьих-то чувств. У нашего города свой темп и свой вектор развития.
– Ваше пожелание читателям «Навигатора».
– Я всегда предлагаю дышать носом! Вспомните мудрость: если вы хотите на кого-то обидеться, дышите носом и покрепче прижмите пальцем верхнюю губу, тогда жизнь сразу наладится. Другими словами, мы сами определяем происходящее вокруг нас. Поэтому не ждите каких-то изменений завтра, а используйте все возможности сегодня.
Егор ПЛИТЧЕНКО, фото автора
Комментарии