• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 02:45 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Игра в четыре строки

    Игра в четыре строки

    22 октября в Доме ученых прошел двухчасовой концерт поэта Игоря ГУБЕРМАНА. Автор знаменитых «гариков» в свои 76 находится в великолепной форме: по-прежнему пишет стихи, остроумен, красноречив, не жалуется на память, а в антракте вместо отдыха блестяще провел автограф-сессию.

    Принимали поэта хорошо. Многие четверостишия вызывали гул одобрения, смех, аплодисменты. После концерта Игорь Миронович любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.

    – Бытует мнение, что написать стихотворение в четыре строчки легко – строк всего четыре, а рифмы и вовсе две.

    – Ни в коем случае! Написать четыре строки тяжко, потому что в них надо уложить многое. У меня мысли большей частью куцые, так что все умещаются как раз в один стишок.

    А если говорить серьезно о том, как пишутся стихи… Бывает по-разному: иногда ищешь рифму целую неделю, а что-то, наоборот, получается сразу. Как-то друг-переводчик, интересуясь, над чем я сейчас работаю, спросил: «Что у тебя на столе?» Отвечая ему про стопку новых анализов, я почувствовал, что у меня практически готов очередной стишок.

    – Одна из книг называется «Гарики» на каждый день». Считаете, стихи должны быть в ежедневном духовном рационе?

    – Никому не могу давать никаких советов. Но полагаю, что для любителей поэзии было бы совсем неплохо читать стихи каждый день.

    – Почему другие пишут не так смешно, не так глубоко, не так коротко, не так изящно?

    – Все дело в таланте. Это я так скромно выразился. Только это не значит, что всем нужно равняться на Губермана! Я вообще не люблю сравнений. Расскажу вам на эту тему такую историю. В разгаре вечеринки один бард решил устроить свой мини-концерт на лестничной площадке. Минуты через три он вернулся в квартиру и гордо произнес: «После первой же песни меня сравнили с Высоцким!» На уточняющий вопрос, что конкретно ему сказали, бард ответил: «Прозвучала одна фраза: «По сравнению с Высоцким ты г…но».

    – Про Ваше творчество говорят: смешно, но нецензурно. Как вам такое противопоставление?

    – Хотелось бы уточнить: я пишу смешно и нецензурно! Это гораздо лучше, чем «не смешно, но цензурно» или «не смешно и нецензурно». Хотя подождите, о чем мы говорим? Белое, но деревянное – это вообще из разных качеств понятия! Мне кажется, противопоставлять мат и юмор – точка зрения ханжи. Ненормативная лексика – неотъемлемая часть русского языка, пора бы с этим смириться.

    – А когда впервые поняли, что со стихами вроде как что-то стало получаться?

    – Это произошло не вчера. В шестидесятые годы мы любили собираться компаниями. А там, если кто-то начинал говорить какую-то чушь, его обрывали сразу. И я просто боялся читать в товарищеском кругу свои бесконечные душевные излияния в рифму. А короткое стихотворение хорошо тем, что ты едва начал читать – а оно уже закончилось! И никто не успеет сказать «заткнись». Так я понял, что четверостишие – это оптимальный размер стиха для публичной декламации.

    – Разрешаете читать свои стихи со сцены другим – или у Вас эксклюзивные права на «гарики»?

    – Вроде никому не запрещал. А по поводу эксклюзива… Я работаю в жанре четверостишия. Назвал его по своему имени. Так вы не представляете, сколько людей сейчас пишут «петики», «ирики»! Графоманы просто одолели, после каждого концерта вручают мне свои книжки – да еще и с дарственной надписью. Обычно все заканчивается тем, что я читаю пару страниц, затем выдираю посвящение и оставляю эти «шедевры» где-нибудь в другом городе.

    Кстати, я ведь самый настоящий графоман. Мне очень нравится писать. Лев Толстой тоже был графоманом. Но с талантом.

    – Евгений Евтушенко назвал Вас поэтом «самим собою недооцененным». Вот и свои стихи именуете не иначе, как стишками. Почему?

    – Так они же маленькие! В молодости я писал «нормальные километровые» стихи, в основном в жанре упрека женщинам в неотзывчивости. Потом я их все утопил в помойном ведре…

    – Простите, Вы про стихи?

    – Ну, не про женщин же! Это совершенно чудные созданья. Одно из них – моя супруга, мы вместе уже 48 лет. Можно даже сказать, что в семейной жизни я счастлив, поскольку в анкетах в графе «семейное положение» пишу: «Безвыходное».

    Кстати, знаете, почему жены так не любят, когда их мужья возвращаются домой под утро? Они волнуются, что с ними случится что-то хорошее… Когда-то я написал такие строчки: «Семья от бога нам дана,/замена счастию она».

    – Один из приемов, который используете в открытую – так называемое соавторство. Вся страна полюбила Вашу интерпретацию Лебедева-Кумача: «Я другой такой страны не знаю, /где так вольно, смирно и кругом»!

    – Да, предупреждаю на каждом концерте, что часто в своих стишках задействую цитаты из русской классики. Не я первый это начал, и не на мне такие опыты закончатся. Есть такой одесский поэт Михаил Векслер. В его первой книжке я прочел, как он из одной строчки Некрасова сделал две – и, вы знаете, весь просто позеленел от зависти: «Войдет ли в горящую избу /Рахиль Исааковна Гинзбург?»

    – Вы много ездите. А есть любимый город?

    – Пожалуй, их два. Первым назову Иерусалим. Живу в Израиле уже много лет, и хотя душой до сих пор также привязан и к России, но все-таки уже считаю себя израильтянином. Второй любимый город, долгое время бывший первым и единственным, это, конечно же, Питер.

    – Игорь Миронович, Вы слышали о деле «Пусси Райт»?

    – Разумеется. Согласитесь, девки выступили-то бездарно! Максимум, что они заслужили, – ремешка при домоуправлении. И дать за этот демарш два года тюрьмы – позор и ответное хамство.

    – А как в целом характеризуете состояние современного российского юмора?

    – Если в целом, то одним словом – клиническое.

    – Если можно, поподробнее...

    – Весьма непростая задача: я попросту не смотрю все эти «Аншлаги» и «Камеди клабы». Но когда, переключая телеканалы, попадаю на эти программы, меня охватывает холодное отчаяние. Чувствую, что русский народ просто-напросто пичкают столь низкопробным юмором.

    – Кто-нибудь из современных писателей Вам нравится?

    – Всегда с удовольствием читаю стихи Тимура Кибирова, Игоря Иртеньева, Дмитрия Быкова. Из ныне живущих прозаиков выше всех ставлю Виктора Пелевина. Это самый настоящий великий писатель. Причем с годами он пишет все лучше и лучше, его последний роман просто гениален. Еще очень люблю прозу Дины Рубиной, Люси Улицкой.

    – Творческий вопрос: если краткость – сестра таланта, то плодовитость в каких с ним отношениях?

    – Не думаю, что талант и повышенная производительность труда как-то связаны между собой. Недавно умер Дмитрий Горчев, писатель чудовищного таланта. Ушел в 47 лет, при этом написал одну-единственную книгу рассказов. А вспомним великого Веничку Ерофеева…

    – Позвольте уточнить: не надоело ли Вам писать?

    – Не дождетесь! Знаете, как-то в Москве, в Театре эстрады, получаю записку из зала: «Дорогой Игорь Миронович! Спасибо вам, каждый раз мы всей семьей с огромной радостью уходим с Вашего концерта!»

    – С огромной радостью перечитываю Ваши книги… Сил, здоровья, приезжайте к нам еще!

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    365 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    437 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    341 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1214 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    448 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное