Игорь МАРАНИН: «Никому не завидую!»
Игорь МАРАНИН: «Никому не завидую!»
Писатель, поэт, историк. Родился 1 июня 1964 года в Новосибирске. Окончил истфак НГПИ. В 2011 г. в издательстве «Свиньин и сыновья» вышла наиболее известная книга Игоря Маранина – «Мифосибирск». Благодаря ей автор признан писателем года Новосибирска в 2013-м, а сама книга удостоена почётной грамоты Государственной публичной исторической библиотеки РФ.
Позже Маранин издал нескольких научно-популярных книг по истории Сибири – «Город-вестерн», «Город красного солнца» (обе в соавторстве с К. Осеевым), «Сибирский да Винчи», «Под чужой личиной». В 2019 году вышла книга «Легендариум», ставшая всесибирским продолжением «Мифосибирска». Она стала призёром межрегионального конкурса «Книга года: Сибирь-Евразия-2019». Игорь Маранин в 2019 году участвовал в автопробеге фонда «Тотальный диктант» Владивосток-Таллин, по итогам которого вышла книга четырёх авторов (И. Маранин, М. Визель, И. Абузяров, В. Сероклинов) «Тотальные истории: о том, как живут и говорят по-русски».
– Прогресс в спорте – это переход количества в качество. А в литературе тот же принцип?
– Совершенно тот же. Чем больше пишешь, тем легче получается, и в какой-то момент ты понимаешь, что произошёл скачок, переход на новый уровень мастерства.
– Как различаете хорошую прозу и не очень? А хорошую и великолепную?
– Великолепной хочется подражать: сесть и попробовать написать подобное. А хорошая – это та, что тебе что-то даёт: новые знания, мысли, образы, новые чувства или даже просто хороший отдых.
– У вас есть табу в литературе, в искусстве в целом?
– У меня есть только личные табу. Люблю своих героев и никогда не издеваюсь над ними, чтобы разжалобить читателя. Это не значит, что мои герои живут без забот и хлопот, но есть некая грань, которую вряд ли сформулируешь словесно, но которая понятна любому внимательному читателю. Иногда читаешь книгу или смотришь кино и видишь, как из них торчат швы, которыми автор сшивал сюжет. Это крайне неряшливо.
– Сейчас популярна серия «ЖЗЛ». Чья биография вам интересна для своего исследования?
– Забытых и полузабытых литераторов Сибири. Среди них были очень интересные – Евгений Кузнецов-Тобольский, Георгий Гребенщиков, поэтесса Нина Изонги.
Можно написать серию очерков о первых лицах государств. Но не о политике, а, например, о детстве. Мне было бы крайне интересно услышать из первых уст, какое детство было у Ким Чен Ира, Трампа, Эрдогана, Меркель. Написать в одной статье про детские годы лидера Ирана и лидера Израиля, а в другой – про мальчишеские забавы лидера Китая и лидера Тайваня. Иметь возможность работать над таким материалом – вот это мечта!
– Вы довольно много ездите по стране. Как живут не столичные писатели?
– Трудно, скромно, интересно. Но мы занимаемся любимым делом, и это окупает многие неустройства нашей жизни.
– Скромно? Лауреаты первой премии «Лицей» получили по 1,2 миллиона рублей. Не многовато ли для делающих первые шаги в литературе?
– Денег много не бывает (улыбается). Потраченная премия, кстати, тоже любопытная тема для очерков, можно сделать интересные живые портреты молодых авторов. Что же касается зависти, то у меня её нет. Конечно, если бы я был молод и сам участвовал в номинациях, надеялся на успех, то испытал бы разочарование от поражения. А так – что мне чужие деньги? Лет двадцать назад я прочитал одну статью, которая произвела на меня большое впечатление. Суть её была такова: в развитых странах с высоким уровнем дохода люди радуются богатым соседям. Потому что богатые соседи – это улучшение окружающей среды, повышение безопасности, рост цен на недвижимость в данном районе («мой дом будет больше стоить!») и прочие возможности. В неразвитых же странах богатых соседей ненавидят и гнобят, оттого никакого улучшения среды не происходит. Так вот я с тех самых пор люблю «богатых соседей».
– Рискнёте о писательстве – глаголами?
– Попробую… Теряешь умение отдыхать, и на отдыхе всё время что-то крутишь в голове – сюжеты, образы, планы. Садишься посмотреть фильм, а затем выключаешь на пятнадцатой минуте и спешишь к компьютеру записать пришедшую мысль. И вернёшься ли ты потом к просмотру фильма – большой-большой вопрос! С другой стороны, лично моя самая любимая фаза работы – чистить готовый текст. Улучшать строение фраз, добавлять красок на задний фон эпизода, менять затёртые слова на более сочные синонимы.
– Как живётся, когда не пишется?
– Пишу каждый день, если под этим подразумевать не только набор буковок на клавиатуре, но и обдумывание текстов, образов, идей. Исключения случаются после сдачи большой работы. Тогда можно позволить себе побездельничать, поваляться на диване с книжкой, послушать Стаса Михайлова (шучу!) или устроить застолье с друзьями. Но иногда бывают дни, когда предложения упорно складываются неправильно, а Клио с Мельпоменой, музы истории и трагедии, хихикая, сбегают к другому. Тогда отправляюсь на прогулку по городу или переключаюсь на стихи. Когда-то давно придумал забаву под названием «стихоиграйка»: пишу пост в своём аккаунте, под которым любой может оставить первую строчку будущего стихотворения. Несколько часов поэтического творчества, и Клио с Мельпоменой возвращаются драть лохмы Эвтерпе с Эратой (музам поэзии).
Есть и ещё один вариант отдыха от прозы: работа в электронных библиотеках. Обожаю изучать оцифрованные материалы по истории Сибири (и истории вообще). Особенно старые газеты и журналы. Вырезаю из них интересные статьи и иллюстрации, собираю в отдельные папочки на компьютере – всё это пригодится для последующей работы.
Обычно занимаюсь несколькими вещами сразу, переключаясь между ними. Чаще всего это книги в совершенно разных жанрах, и переход с одной работы на другую даёт моей голове необходимый отдых. А сама работа при этом движется.
Сейчас участвую в нескольких проектах, один из них – это межавторский фантастический цикл «Аква» под руководством Майка Гелприна. Цикл известный, популярный у любителей фантастики, читаемый. Другой проект – совместная книга о легендах городов Обь-Иртышского бассейна, над которой мы трудимся вместе с омским писателем и краеведом Александром Тихоновым. Ещё два крупных проекта относятся к истории печатного дела Новосибирска и к биографическому жанру. Помимо этого, писал и пишу статьи для журнала «Неизвестная Сибирь», цикл очерков для сайта новосибирской библиотеки имени Толстого, фантастические и исторические рассказы для нескольких сборников. В общем, работы хватает!
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото К. Скабардиной
Комментарии