Грач – птица весенняя
Грач – птица весенняя
В эти мартовские дни, когда до настоящего тепла у нас в Сибири еще далековато, но, тем не менее, весна уже не за горами, разговор о весеннем прилете птиц можно начать поэтической цитатой: «Зима не даром злится – Прошла ее пора. Весна в окно стучится И гонит со двора»…
Прилет грачей в наши края из мест зимовок – юга Казахстана, Средней Азии и Афганистана, – как правило, отмечается в двадцатых числах марта. К этому времени на полях появляются проталины. Нынче их нет, но грачи уже здесь.
В народном календаре день 17 марта, когда прилетают грачи в Центральной России, так и называется «Герасим-грачевник». Он «грача на Русь ведет», как говорили в старину. И еще: «Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно начинать полевые работы». Прижились и такие пословицы: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай». В этот день было принято стряпать мучные изделия в форме птиц, напоминающих грачей. Отличное развлечение для детей и домохозяек.
Северо-восточная граница гнездового ареала грачей проходит неподалеку от Новосибирска. Если к югу и юго-западу от города скопления гнезд, называемые грачовниками, встречаются часто (порой на расстоянии видимости друг от друга), то к северу и востоку они очень редки. В этих направлениях имеются лишь несколько давних поселений грачей вблизи Колывани, Тогучина и Юрги. Ровно 10 лет назад большой грачовник возник было недалеко от выезда из мегаполиса со стороны ул. Учительской, но сейчас грачи оттуда исчезли: прилегающие поля застраиваются складскими сооружениями. По той же причине грачи перестали гнездиться на западной окраине города. А вот в западном направлении в сторону районного центра Ордынское, начиная от поселка Верх-Тула, по-прежнему много грачовников.
Среди пернатых по своему образу жизни грачи в наибольшей степени связаны с сельскохозяйственным ландшафтом, где поля чередуются с лесополосами и имеются животноводческие фермы. Высокоствольные рощи птицам необходимы для устройства гнездовий и безопасной ночевки, а хотя бы изредка обрабатываемые поля обеспечивают пропитание в бесснежное время: грачи кормятся или собирают корм для птенцов, «зондируя» большим сильным клювом почву, обработанную плугом или лущильником. Так они выуживают беспозвоночных – жуков, саранчовых и других вредных насекомых, их личинок, куколок. На пастбищах грачи переворачивают коровьи «лепешки», под которыми тоже много червей и насекомых. На полях и огородах от грачей, к сожалению, страдают проростки и всходы сельскохозяйственных культур.
В Новосибирске грачей, начиная с 20 марта, обычно можно наблюдать на больших газонах улиц с круговым движением. От черных ворон они отличаются гордой осанкой, сизым, лишенным перьев ободком вокруг основания клюва, закругленным хвостом и «штанами» удлиненных перьев над ногами.
Последовательное увеличение численности этих иссиня-черных птиц в лесостепи Западной Сибири было замечено давно. Уже лет 40 назад всерьез поговаривали о необходимости как-то ограничить увеличение числа и размеров грачовников в полях, поскольку грачи были замечены в разорении кладок ценных птиц, растаскивании кормов на фермах, да и в поедании урожая зерновых тоже. Из-за большого объема птичьего помета рощи, занятые грачовниками в течение многих лет, могут засохнуть. Однако специалисты, даже самые заинтересованные в регуляции численности грачей, признавались, что их останавливало одно только воспоминание о чудесной картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Вот она, волшебная сила искусства!
Число этих птиц росло из-за вовлечения в сельхозоборот земель в лесной зоне и подрастания высоких деревьев в полезащитных лесополосах. Поэтому территория, пригодная для безбедного существования грачей, значительно расширилась. Естественными врагами их испокон веку были ястреб-тетеревятник, орлы и большие соколы – сапсан, кречет, балобан. Увы, в результате целенаправленной борьбы с «вредными» видами хищные птицы у нас стали большой редкостью. А грачи, как и серые вороны, без естественных врагов стали быстро увеличивать численность. По моему мнению, которое отличается от высказываний многих моих коллег, для существования столь большой популяции грачей в лесостепи Западной Сибири есть объективные условия. Попытки уменьшить численность могут привести к массовому размножению вредителей сельского и лесного хозяйства. Мы видим массивы березняков, уничтоженных шелкопрядом, знаем, откуда берутся тучи саранчи, представляем последствия нашествий лугового мотылька, а теперь все ближе знакомимся еще и с колорадским жуком. Нынче из-за слабого промерзания почвы их численность может увеличиться до невиданного у нас уровня.
Самое интересное, что грачей можно использовать в сельском хозяйстве. Вспоминается забавная история с попыткой вынудить грачей выводить цыплят домашних кур. Не иначе как под впечатлением от новеллы Ги де Мопассана о том, как одна дама задолго до изобретения инкубатора обкладывала грузное тело парализованного родственника куриными яйцами и поставила на поток выведение цыплят таким «насиживанием», пожилой сторож биостанции нашего института стал раскладывать куриные яйца по грачиным гнездам. Делал это он, не считаясь ни с опасностью лазания по засыхающим березам без нижних веток, ни с риском потерять инкубационные яйца: попробуй запомнить, в какое именно гнездо их подложил, чтобы ровно через три недели собрать суточных птенцов! Но результаты превзошли все ожидания: уже в конце апреля в коробке на веранде нашего экспериментатора копошились крепыши-цыплята, вызволенные из грачиных гнезд!
Алексей ЯНОВСКИЙ,
научный сотрудник Института систематики
и экологии животных СО РАН
Фото РИА Новости
Комментарии