• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 02:11 понедельник, 25 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    25.11.2024
    USD: 102.58
    EUR: 107.43
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Главное – чтобы повезло с учителями

    Главное – чтобы повезло с учителями

    Главное – чтобы повезло с учителями

    Андрей Николаевич ТИМОФЕЕВ родился в 1985 году в городе Салавате в Башкирии. Окончил Московский физико-технический институт и Литературный институт им. Горького. Лауреат премии им. Гончарова в номинации «Ученики Гончарова» (2013), премии «В поисках правды и справедливости» (2015), премии им. Кузьмина журнала «Наш современник» (2016). Член Правления Союза писателей России, председатель Совета молодых литераторов СПР. Живёт в Москве.

    – Вас как писателя и выпускника МФТИ можно отнести и к физикам, и к лирикам. А кто вам ближе?

    – Физтех – странный период жизни и чрезвычайно полезный опыт. После школы мне захотелось пойти в технический вуз и заниматься наукой. К счастью, курса после третьего это желание прошло. Но Физтех здорово помог: научил мыслить, развил аналитические способности. После учебника теоретической физики Ландау человек может прочитать текст любой сложности. Ни филология, ни философия, ни литературоведение не страшны.

    – Кого считаете своими учителями?

    – Мне повезло с учителями. После окончания МФТИ я поступил в Литературный институт к Михаилу Петровичу Лобанову. Он был не только одним из ведущих советских критиков и тонким ценителем литературы – это огромная личность, глыба. На его семинарах мы учились понимать, что такое литература. Но, кроме того, сами развивались как личности. Первые несколько лет, честно говоря, я мало что понимал. И лишь курсу к четвёртому мне как будто открылось что-то в Лобанове. С тех пор старался не пропускать ни одного занятия, ходил к Михаилу Петровичу и после окончания вуза. А его статьи «Образ и схема», «Мера художественности» – высочайший уровень критики, работы, которые стоит прочитать любому писателю, особенно молодому.

    Многое в понимании литературы мне дал Николай Иванович Дорошенко, редактор безупречного вкуса. Ему я благодарен и за то, что дал возможность вести рубрику на сайте «Российский писатель». Позже познакомился с Александром Ивановичем Казинцевым. У него научился смотреть на литературу и на жизнь трезво, улавливать тонкости. Довелось поработать на семинарах критики, которые вёл Пётр Васильевич Палиевский. Его энциклопедические знания и точность мысли поражали. Нравственный ориентир в современной литературе – воронежский критик Вячеслав Лютый.

    Ещё мне повезло с теперешними руководителями. Со студенческих лет всегда зарабатывал «фрилансом», потом это трансформировалось в своё дело. В общем, я никогда не работал в коллективе, у меня не было начальников. Это дало умение принимать решения самому, но и проблемы с существованием внутри иерархии. Сейчас у меня есть руководители: Николай Фёдорович Иванов в Союзе писателей России и Елена Юрьевна Коломийцева на кафедре журналистики в Московском государственном институте культуры. У обоих нахожу поддержку и многому учусь.

    – Как часто встречаются признаки звёздной болезни у пишущей молодёжи?

    – Звёздная болезнь в той или иной степени настигает всех: после первой публикации, первой книги, просто щедрой похвалы на каком-нибудь литературном семинаре. И это нормально. Как нормально находиться и в состоянии подавленности и ощущения, что ты вообще ничего в жизни не стоишь. Главное – в этих крайних состояниях не застыть, вовремя вернуться к адекватному пониманию себя и своего дела.

    По опыту могу сказать, что в какой-то момент научился различать состояния: «сейчас я вам всем покажу» и «ничего себе, какую невероятную штуку я понял». В первом состоянии раздувается твоё эго, во втором благоговеешь от прикосновения к чему-то огромному, к бытийному смыслу явления или к объективной (на твой взгляд) ценности того или иного произведения. Второе состояние гораздо плодотворнее.

    Психология творчества – неисчерпаемый предмет. Я знаю мало людей, занимающихся этим вопросом. Могу посоветовать статьи Нины Александровны Ягодинцевой. Мы регулярно просим её прочесть лекцию по основам творческой безопасности на совещании в Химках. Молодым писателям это полезно.

    – Критик – тот, кто не боится рассориться с автором? Имеет ли значение личное знакомство с героем критического материала?

    – Есть главное правило существования в литературном процессе: разделять личное и профессиональное. Второе может перейти в первое: у меня, например, много близких друзей, общение с которыми началось с уважения к их достижениям, а потом перешло в крепкую человеческую дружбу. Но личное не может перейти в профессиональное никогда. Если ты пил с человеком, то это не значит, что ты должен хвалить его книгу. К сожалению, в литературном процессе мы часто видим обратное.

    С другой стороны, в литературной педагогике, на творческих семинарах личное общение многое может открыть в авторе, в его понимании мира и в возможном направлении творческого развития. У молодого писателя весь потенциал зачастую ещё не воплотился в тексте, а при личном контакте его можно угадать. Приятно, когда впечатления от текста и от личности совпадают, такая целостность мне всегда нравится. Хотя бывают и писатели, у которых внутренний и внешний мир катастрофически различаются. Такое разделение чаще всего трагично.

    – Русский язык меняется, в него активно приходят заимствования, смайлики, новые грамматические конструкции. К чему это может привести?

    – Есть явления в повседневном языке, которые проходят незаметно для литературы. Например, от французского языка, на котором говорили в дворянской среде ХIХ века, остались только сноски в «Войне и мире». А вот язык советских штампов был впитан и гениально преобразован Платоновым. Современные явления, на мой взгляд, также будут впитаны кем-то. Может быть, лягут в основу языка крупного писателя в будущем. Но на литературу в целом не окажут большого влияния.

    Конечно, всегда найдутся люди, желающие преувеличить и сказать: мы живём в начале новой языковой эпохи. Так у них появляются то «новый эон», то «новый реализм», то ещё что-то.

    Прогресс в спорте – это переход количества в качество. А в литературе тот же принцип?

    – В спорте, как и везде, большое значение имеют начальные данные, психология, а не только усердие и увлечённость. Мы знаем, что больше всего пишут графоманы. Мой учитель Михаил Петрович Лобанов часто повторял, что «ни для без строчки» – неадекватный творческий принцип. Настоящая литература рождается, а не делается. Иногда для её рождения нужно молчание. А больше всего нужна человеческая судьба, которая зачастую исключает непрерывное творчество (когда-то и жить нужно, не только литературой заниматься).

    Тут важно другое. Для меня умение много писать, особенно у молодого автора, свидетельствует о внутренней свободе, о блестинке того, что называют моцартианством. Если человек, особенно молодой, месяцами сидит, вытачивая рассказ в две страницы, то что-то не то в самом процессе его творчества (конечно, при этом не всё написанное нужно публиковать). В творчестве должна быть жизнь, лёгкость, нужно позволить себе идти напролом в дикую чащу, а только потом оглянуться, точно ли туда я шёл. А если трястись над каждым шагом, то ничего стоящего не напишешь.

    – Как раскрутиться автору хорошей рукописи?
     
    – Сейчас много возможностей, особенно для молодых. Множество премий, литературных семинаров. В крайнем случае можно рассылать рукопись по издательствам и толстым журналам в «самотёк». На мой взгляд, автору нужно «быть живым» и писать из этого состояния. Раскрутиться – дело десятое. Больше доверия к судьбе. Сделали некоторые действия по «продвижению» – съездили на семинары, поучаствовали в премии, а дальше, вне зависимости от исхода, отгораживайтесь от литературного процесса, возвращайтесь к жизни и творчеству.
     
    – Детская литература – книги, которые не перечитывают. Согласны?
     
    – Недавно перечитывал Крапивина, который был моим любимым писателем в детстве. Захотелось освежить в памяти и понять, как будет эта литература восприниматься сейчас. Перечёл за один вечер «Журавлёнок и молнии», «Колыбельную для брата». Крапивин – это феномен, конечно. Любой другой написал бы то же самое и вышла бы совершенная мертвечина и «клюква». Но у него, по-видимому, такая сильная внутренняя убеждённость, я бы даже сказал вера в честность и справедливость, что это спасает и одухотворяет всё. Мне бы хотелось, чтобы мои дети читали такую литературу.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из личного архива А. Тимофеева

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    375 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    439 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    341 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    345 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1276 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    452 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное