• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 16:58 суббота, 20 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    20.04.2024
    USD: 93.44
    EUR: 99.58
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Фотография, которая вселяет надежду

    Фотография, которая вселяет надежду


     

      

    Фотография,
    которая вселяет надежду

    2 октября в торговомцентре Академгородка открылась фотовыставка работ Анны Масловой «Будни одногодома», рассказывающая о жизни детей в Доме ребенка.

    Фото А. Масловой

    Страх остаться без родителей, пожалуй, самый серьезныйстрах не только ребенка, но и взрослого. Некоторым детям выпадает на долютяжелое испытание – пережить смерть обоих родителей. Таких детей называюткруглыми сиротами и, по традиции, опекают ближайшие родственники. В моемдетстве были подруги – сестры-близнецы, воспитанные бабушкой. О них зналижители всего дома и помогали по возможности.

    Однако есть и другой вид сиротства – сиротствосоциальное, т.е. при живых родителях, которые по тем или иным причинам незаботятся о своем ребенке, но и не отказываются от своих прав. Именно такихдетей больше всего в российских детдомах, и их жизнь протекает рядом с нами.

    Психологи все больше сходятся во мнении, что сиротство– это не столько отсутствие материальной заботы о ребенке, о его жилье,питании, одежде и безопасности, сколько устранение родителя из жизниребенка, отсутствие внимания, любви, контакта. Известный английский психологД. Винникотт, работавший во время Второй мировой войны с детьми,оставшимися без родителей, сравнивал двух детей-сирот. Один ребенок осталсясиротой в относительно сознательном возрасте (его родители погибли), другогоребенка мать отдала в приют, когда ему был всего 1 год, – из боязни, что несможет прокормить его и себя. Несмотря на очевидные, казалось бы, преимуществапервого ребенка, который прожил с родителями больше времени, он значительноуступал второму в развитии и адаптации к текущей жизни. Винникотт делает вывод:дело не только в том, в каком возрасте и при каких обстоятельствах ребенокостался сиротой, важно, какой заряд любви и доверия к миру заложили в негородители до этого момента.

    К сожалению, дети, пребывающие в детских домах сейчас,в мирное время, часто не знают, что такое родительская любовь вообще. Сматериальной стороны забота, так или иначе, есть – в лице государства иблаготворительных организаций. Где-то с материальной стороной хуже, где-толучше, но так обстоят дела и в обычной жизни: «у кого хлеб черствый, у когожемчуг мелкий». По свидетельству фотографа Анны Масловой, с документальнойточностью запечатлевшей будни одного из детдомов Новосибирска, дети не ходят влохмотьях, не питаются отбросами, не спят на полу. Нельзя сказать, что и любовьполностью отсутствует в их жизни – вот же: группа кушает, а воспитатель, незамечая нацеленного на нее объектива, довольно улыбается, глядя на своихподопечных.

    – Когда я первый раз шла в Дом ребенка, – рассказываетфотограф, – я ожидала увидеть неизвестно что: постоянную тоску в глазах, руки,которые будут вцепляться в меня мертвой хваткой, слезные просьбы: «Мама, заберименя отсюда!» – и заранее была готова разрыдаться. Оказалось, все не тактрагично – не так, по крайней мере, как большинство людей представляет себе постарым фильмам. Это нормальные дети, которые радуются и плачут, дерутся имирятся, демонстрируют «новой тете» игрушки и разговаривают с дворовымикошками. Чем отличаются? Гораздо более дисциплинированные, чем «домашние» дети:если им сказали: «Все сидим на стульчиках», – сидят. Конечно, этадисциплинированность оттого, что они с рождения живут по режиму. Как вкруглосуточном и круглогодичном детском саду.

    Фото А. Масловой

    Действительно, если не знать, что съемки проводились вДоме ребенка, можно подумать, что это – эпизоды из жизни обычного детскогосада. Дети занимаются своими делами: играют в «репку», качаются на качелях,колесят на «великах» по двору, сидят на горшках, моют руки. Вокруг них отнюдьне пустырь и не забор с колючей проволокой: обычные девятиэтажки, обычнаяжизнь. Текущая, правда, мимо них. Потому что в семьи, к приемным мамам и папам,попадут лишь немногие – большинство после 3-4 лет продолжит так же, по режиму,жить в другом детском доме. И оттуда попасть в семью будет еще труднее: постатистике, в России очень низкий процент усыновлений детей старше 3-х лет.

    – Самое страшное из того, что я увидела за времясъемок, – говорит Анна Маслова, – это одна девочка из инвалидной группы. У неецеребральный паралич, и ходить она не будет никогда. И если у других детей естьбудущее (даже у детей с болезнью Дауна), то по поводу этой девочки у менясложилось впечатление: вот она – полная беспросветность.

    Так ли это, покажет время. Хочется, однако, чтобы идля этой девочки, и для всех остальных детей, запечатленных Анной нафотоснимках, пребывание в детдоме закончилось, как грустная сказка сосчастливым концом. То есть принятием в семью.

    Как сказала сотрудница одной благотворительнойорганизации, «отсутствие у ребенка семьи – гуманитарная катастрофа». И в еесловах нет преувеличения: проблема ведь не в том, что тот или иной ребенокнедополучает пищи или внимания. Проблема в том, что у него нет опыта жизни сродителями, нет перед глазами модели семейных отношений – какими бы они нибыли, нет чувства собственных корней. И этот пробел, увы, не восполнить никакимдругим способом, кроме помещения ребенка в семью, родную или приемную.

    А пока… Стульчики с надписанными именами, одинаковыебутылочки в холодильнике молочной кухни, одинаковые кроватки, и – апофеоз всего– зубные щетки под номерами.

    Глядя на фотографии Анны Масловой – светлые ибудничные, без «чернухи» и надрыва – не возникает желания убежать, спрятатьсяот увиденного. Напротив, появляется спокойствие и надежда на благополучнуюсудьбу этих детей.

    – Я сама не понимаю до конца, что меня побуждаетфотографировать детей, оставшихся без родителей. Это не для карьеры, а изпотребностей души. Так и сами активистки сайта «Сибмама», которые меня привелив этот Дом ребенка, тоже не знали, что станут приемными родителями, – простохотелось сделать жизнь детского дома чуть-чуть лучше. Мне, в свою очередь,радостно, что люди, посетившие эту фотовыставку, уже подают заявки наусыновление.

    Евгения ЛУНДИНА.


    08.10.2006, 17:08 Гость_Татьяна_*

    Ну как же плохо после вот таких статеек...
    Евгения, неужели это так трудно - поговорить с представителями опек, с приемными родителями (усыновителями, опекунами), почитать истории на сайте НГОО "День аиста", посетить конференцию на 7ya.ru, посвященной этой теме?!

    Вот таким был пресс-релиз:
    Если бы дети из дома ребенка могли говорить,то они рассказали бы, что это такое - Дом Ребенка.
    >> Дом.. Только совсем не тот теплый, родительский, что пишется
    с большой буквы и с нежностью вспоминается всю последующую жизнь. А казенный, неуютный дом, который и не дом
    вовсе, а учреждение.
    >> В родительском доме дети мамины и папины. А в доме ребенка -
    государственные. Общие. Ничьи.
    > Здравствуйте, люди!
    Выставка называется "Будни одного дома".
    >> На этих фотографиях - жизнь, которая течет здесь и сейчас....
    >> Дети спят, едят, слушают сказки.
    >> Смышленые и красивые лица Хороших Маленьких Людей.
    >> Они не прилипли поголовно к окнам, высматривая маму.
    >> В состоянии острого горя невозможно пребывать долго.
    Реки слез льются только в книжках.
    Они почти подчинились распорядку серых будней, как всегда неизбежно покоряется Маленький миру, где царит большой и взрослый. Где Большой решает, что нужно Маленькому.
    >> Сегодня каждый может через фотообъектив Анны Масловой подсмотреть моменты этой детской домребенковской жизни. И рассмотреть, как и какие дети живут в Новосибирских домах ребенка. Как живут пятьсот малышей, вынесенных за скобки огромного города.
    Вы знаете, что всех слез не осушить и всех сирот не обогреть, но если вы ищете способ поделиться с детьми - любовью, вниманием,досугом, материальными благами, - приходите! Вас ждут.
    Вам будут рады.
    Возможно, вы не знали, но этим малышам НЕ ПОЛОЖЕНЫ ни памперсы,
    ни хаггисы, ни даже туалетная бумага..
    ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ и ЭТО+
    На выставке дежурит автор фотографий Анна Маслова
    и организаторы выставки - клуб усыновителей из НГОО "День аиста"
    aistday.ru/ , благотворительное родительское движение" СибМама" и новосибирское отделение российского Детского фонда.


    08.10.2006, 16:19 Гость_Ольга, manzherok@yandex.ru_*

    Что касается фотографий на выставке - они замечательные.
    А вот эта статья мне, скажу прямо, совсем не понравилась. Что хотел сказать автор? "Глядя на фотографии Анны Масловой (...)появляется спокойствие и надежда на благополучную судьбу этих детей." Пусть так. Каждый имеет право на своём мнение. Но только зачем включать в статью вот такие утверждения: "Однако есть и другой вид сиротства – сиротство социальное, т.е. при живых родителях, которые по тем или иным причинам не заботятся о своем ребенке, но и не отказываются от своих прав." Зачем валить всё в кучу? Зачем вводить читателя в заблуждение? Автор некомпетентен вопросе. Это понятно тем, кто как-то связан с освещаемой тематикой. Но для тех, кто мало соприкасался с этой стороной жизни, подобные утверждения являются очередной порцией дезинформации. (Пассаж про К.Винникота тоже несколько странноват.)
    Рубрика, которую ведёт Евгения Лунгина, называется "Школа для родителей". Что касается проблем сиротства, то позволю себе высказать личное мнение: лучше, чем Аня Тесакова, у нас в Академгородке на эту тему не напишет никто.


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Как мужу «выйти из декрета»
    571 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    «Мамаша, ко мне!»
    464 0
    "Навигатор" № 9 (1431) от 08.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Муж превращается в свёкра
    418 0
    "Навигатор" № 8 (1430) от 01.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Ежедневный ад
    483 0
    "Навигатор" № 7 (1429) от 23.02.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Нормальные пацаны в 8-м классе не учатся?
    401 0
    "Навигатор" № 6 (1428) от 16.02.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Последний шанс?
    447 0
    "Навигатор" № 5 (1427) от 09.02.24

    Популярное