Форпост Дениса Курышева
Форпост Дениса Курышева
Денис Курышев – российский актер, режиссер. По его сценариям сняты такие фильмы, как «Защита», «Острог. Дело Федора Сеченова», «Саквояж», «Страсти по кино», «Аэропорт-2», «Прерванный полет Гарри Пауэрса». Одна из самых известных работ – фильм-катастрофа «Метро» (2013).
Вырос Денис Курышев в Академгородке, в начале творческого пути играл на сцене новосибирского театра «Глобус». Потом долгое время работал в Москве, много путешествовал. Два года назад приехал из столицы домой, чтобы немного передохнуть. Однако творческий отпуск затянулся. На родине у известного сценариста открылось второе дыхание для покорения новых профессиональных вершин.
Сейчас Курышев работает над несколькими сценариями, преподает основы сценаристики для начинающих кинопроизводителей в рамках профильной смены «Творчество молодым», которую ежегодно проводят управление молодежной политики министерства региональной политики Новосибирской области и ГБУ НСО «Центр молодежного творчества». Параллельно намерен открыть киношколу на базе НГУ.
Корреспондент «Навигатора» встретился с Денисом Курышевым и расспросил его о творчестве, профессии и, конечно же, кино.
Территория разума и любви к своему делу
– Городок для меня – своеобразный форпост, территория разума, здравого смысла, искренности. Увлеченность, любовь к своему делу, профессиональная честь здесь важнее сиюминутных успехов и прибыли. 16 лет я жил в Москве, пробовал обосноваться во Франции, в Швеции. В Москве отношение к кинематографу, как в американских мультфильмах – при одном слове «кино» даже у потенциальных участников проекта вспыхивает значок доллара в глазах. Идет подмена понятий: «Экономика просто в центре/ Деньги – больше, чем их оценки,/ Заменяют собой природу». А человеческую природу вытесняют.
В театре еще осталась творческая составляющая, кино же стало синонимом бизнеса. Сейчас масса желающих спекулировать словами «духовность», «душа». Поэтому скажу проще: кино работает с эмоциями – живыми, настоящими, которые невозможно подделать, даже если хорошо владеешь структурными приемами, знаешь, как правильно выстроить сюжет и на какие точки давить. Помните, Кайдановский говорит в «Сталкере»: «В зону нельзя входить с корыстной целью».
В Городок приехал, чтобы передохнуть. И вот прошла неделя, месяц, год, еще один. В Городке – особенная атмосфера, и это не провинциальная неискушенность, просто когда-то со всего Союза сюда приехали люди, чтобы заниматься любимым делом – наукой. Верю в то, что ген любви к своему делу продолжает жить в их детях и внуках, вот если бы он еще оказался доминантным! Что касается Москвы, там у меня – опорная база, взлетно-посадочная полоса. А здесь? Здесь я живу!
О киношколе
– Талантливых молодых людей много, стоит взглянуть на участников смены «Творчество молодым». Смелые, дерзкие, работоспособные, схватывают на лету, ни черта не боятся. Добавить бы еще толику профессионализма. Этому можно научить, именно поэтому думаю о киношколе. Сейчас проект в стадии разработки, составлен лекционный курс. Обсуждали перспективы с моими другом генеральным директором LBL-Production Вячеславом Гольдфельдом и соучредителем кинотеатра «Победа» Верой Алиджановой. Склоняюсь к НГУ. Было бы здорово использовать творческий потенциал университета.
Периодически продюсеры, агентства, соавторы приглашают меня в различные тендеры, бывают очень интересные предложения, над которыми можно будет работать вместе со студентам. Практика – лучший способ обучения. Надеюсь, что школа станет выполнять роль форума единомышленников, коллегиальность в творчестве дает хорошие результаты. Другой вопрос – как эффективно организовать процесс обучения. Мне 45 лет – возраст, когда важно делиться знаниями, но хочется делать это, не отвлекаясь на коммерческую эффективность и оптимизацию бизнес-процессов.
Нет иного пути, как в режиссуру
– Мыслям о режиссерской карьере – уже лет тридцать. Надеюсь эту вершину покорить. Тем более что есть театральный опыт режиссерской работы. Уже в Новосибирске снял фильм легкого жанра, но трудной судьбы – короткометражку «День главбуха». Буду благодарен продюсеру, который рискнет и доверит мне полный метр. В свое время киностудия Игоря Толстунова рискнула, подписала со мной сценарный контракт, и появился четырехсерийный фильм «Защита», потом были другие работы, среди которых – известный фильм «Метро». Хочется, чтобы нашлись люди, которые также пойдут на риск и доверят мне режиссуру.
В 2000 году я понял, что для меня иного пути, кроме как в режиссуру, просто нет. Это случилось во время написания сценария к мыльной опере «Воровка». Фильм имел высокие рейтинги, его посмотрела каждая 10-я россиянка и каждый двадцатый житель России. Это и был момент истины – понимание, что слово, написанное тобой, если не отзовется, но обязательно прозвучит и будет услышано.
А после одного из эпизодов фильма захотелось снимать кино самому. Сцена была о любовном треугольнике, дружбе и прощении, о том, что у каждого своя правда. Как сценарист я выложился полностью. Друзья, родственники, учителя помогали править текст, давали советы по мэйлу, по телефону. Все ждали, когда же эфир. И вот сидим перед телевизором, затаив дыхание, видим, как входит герой и вся сцена сводится к примитивному балагану, причем текст остается неизменным. Не скажу, что режиссеры уродуют фильмы, но в тот момент я понял – снимать надо самому.
Вырваться за рамки трагического жанра
– В идеале писать и снимать нужно крепкое коммерческое кино, но при этом такое, чтобы не стыдно было показать на Венецианском фестивале. Недавно смотрел конкурсную работу одного российского режиссера, работа получила призовое место. Короткометражка об ущербных, злых, необаятельных людях, они ни чувствовать не умеют, ни любить. И режиссер их тоже не любит, этакий форсированный суррогат безнадеги. Наверное, именно поэтому фильм и получил премию. Возникает ощущение, что зарубежные эксперты очень любят российских режиссеров, которые откровенно ненавидят своих героев. Очень обидно! Помню, страшно расстроился, когда мой коллега Павел Меняйло сказал, будто я не люблю одного из персонажей своего фильма «День главбуха». Любить своих героев – для режиссера одно из условий профпригодности, думаю, иначе не имеет смысла снимать кино. Зритель устал от тяжелых историй, от современных Акакиев Акакиевичей. Вспомнился чудесный режиссерский дебют Кертиса «Реальная любовь» («Love Actually»). Аэропорт Хитроу заполнен счастливыми людьми, которые радуются встречам. А у нас – как Александр Дольский поет: «Видят старые вокзалы слишком много новых слез». Один видит счастье встречи, другой – боль расставания. Так хочется снять в России по-настоящему счастливое кино. Мы устали жить на территории трагедий, и в наших силах вырваться за рамки жанра.
Творческие планы
– Это сокровенное, не люблю рассказывать, боюсь заболтать или проболтаться. Что касается обязательств, работы на заказ, подписал серьезный контракт с молодой амбициозной, но уже прозвучавшей студией. Жанр непростой – философский триллер. По условиям контракта не имею права даже произносить название фильма. Есть надежда, что на этой картине состоится мой режиссерский дебют.
Юлия ВЕРХУША
Комментарии