• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 13:27 четверг, 17 октября
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    17.10.2019
    USD: 64.35
    EUR: 71.05
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Евгений Водолазкин: «Творить историю невозможно!»

    Евгений Водолазкин: «Творить историю невозможно!»

    В рамках Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно» в читальном зале НГУ прошла встреча с Евгением Водолазкиным – доктором филологических наук, сотрудником отдела древней русской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Евгений Германович с недавних пор известен и как писатель. Первый роман Водолазкина «Соловьев и Ларионов» в 2009 году стал финалистом премии Андрея Белого, а роман «Лавр» только что объявлен лауреатом «Большой книги».

    – Вы стали прозаиком в 45 – возраст не мальчика, но мужа. Каким образом ученые становятся литераторами?

    – Начнем с того, что все приходящие учиться на филолога так или иначе руководствуются любовью к слову. А затем в процессе изучения литературы ученые рано или поздно задаются вопросом: «А может и самому уже попробовать что-то написать?» После сорока я почувствовал, что любимая наука – это не вся моя жизнь. И нужно делать что-то еще – не вместо науки, а вдобавок к ней. Несколько лет писал публицистику в московских газетах, затем перешел на прозу.

    – Ваш роман «Лавр» заметно отличается от всего, что сейчас пишут…

    – «Лавр» – попытка написать житие современными средствами. Этот роман – практическая сторона моих занятий медиевистикой, которой занимаюсь уже 30 лет. Но в «Лавре» я постарался передать еще и свое понимание жизни. Поэтому в тексте используются разные стили, когда элементы архаики смешиваются с элементами авангарда. Это история любви, любви вечной. Молодой человек полюбил девушку. Она погибла не по его вине. И юноша решает выполнить за свою возлюбленную ее предназначение перед богом, резко изменив уклад собственной жизни – он начинает выхаживать пораженных чумой и так далее. А где кончается жизнь, начинается житие.

    В этой книге пытаюсь ответить на вопрос, зачем человек живет. Ведь общего смысла для всех нет, у каждого он свой и поиск его. Использую такой образ, как блохи в банке. Есть движение, но нет общего вектора. И в отсутствие единонаправленности усилий не знаем, куда нас в нашем движении снесет. Мы влияем только на личную жизнь. Все наши попытки повлиять на человечество, творить историю, изменить государственный строй – чепуха, это не удастся никому – от дворника до президента. К президентам, постоянно находящимся в различных рамках, это относится даже в меньшей степени. Человеку надо заниматься собой: самовоспитанием, сдерживанием дурных страстей, поощрением хороших начал. Тогда это повлияет и на общее положение дел. А в героев, переворачивающих с ног на голову весь ход истории, я не верю. Всякий герой – на гребне волны. Которая возникает и движется вовсе не потому, что ее кто-то оседлал.

    – Вы приехали к нам сразу после очередной встречи Путина с писателями. Как Вам кажется, в чем ее значение?

    – Главное, что она состоялась. И на нее пришли представители обеих ветвей современной отечественной литературы – и почвенники, и либералы. Они собрались вместе впервые за два десятка лет! В этом смысле прошедшее литературное собрание – зарница возможного воссоединения нашей литературы в один поток, без проявлений взаимного антагонизма и нетерпимости.

    Запомнилось, как Сергей Шаргунов стал спрашивать президента о судьбе узников с Болотной площади. Вообще-то я не люблю, когда говорят не по объявленной теме. С другой стороны, как же русская литература может не взывать о милости к падшим!

    И Путин, и акция в целом оставили неплохие впечатления. Я почувствовал интерес власти к писателям. Но куда важнее проявленное внимание общества к современным литераторам – еще 10 лет назад всякого рода прогулки писателей по бульварам остались бы просто незамеченными.

    Перед разговором с президентом проходили заседания различных секций. Я выступал на двух: прозы и сохранения культурного наследия, где предлагал вернуть сочинения в школы. ЕГЭ по литературе надо как можно скорее отменить. Что дает для понимания «Войны и мира» знание того, что одно из сражений называлось Шенграбенским? Общеизвестно, что литература воспитывает связную речь. А сейчас в школах идет сплошное натаскивание на ЕГЭ. Это полное безобразие.

    Еще я говорил о том, что на РАН открыто настоящее гонение. Ликвидировать Академию наук при всем ее несовершенстве безнравственно. РАН – это среда, которая сама себя воспроизводит. А без среды нет науки. К примеру, исчезло в советское время антиковедение – и не возродилось. Гуманитарные науки-одиночки – большая редкость, их надо беречь. Защита культурного наследия – это в том числе и сохранение РАН.

    – Ваше беспокойство понятно: писатели-то пишут – а кто будет их читать?

    – Современная литература основана на идее прогресса – вернее, развития. Новый текст по-гегелевски перекрывает старые, и вот мы уже и не читаем ни Тредиаковского, ни Сумарокова. Хотя они жили совсем недавно по историческим меркам. В средние века было не так. Читались тексты как IV, так и XV веков, тысяча лет разницы никого не смущала. Продолжительность жизни средневековых текстов просто удивительна! Сегодня в произведениях классиков XIX столетия люди не находят созвучия времени. И это говорит о том, что все тексты рано или поздно, увы, устаревают.

    – А что приходит на смену классике – постмодернизм?

    – Отношусь к постмодернизму как к литературному инструменту. Он отражает определенные явления в литературе. К примеру, постмодернизм принципиально фрагментарен и цитатен. Можно привести пример стилевого цитирования, присущего Владимиру Сорокину. Используются и прямые цитаты: Михаил Шишкин включил в свой роман «Венерин волос» две страницы воспоминаний Веры Пановой. Таким образом, если раньше широко цитировалась Библия, то сейчас – вся литература. Всякое движение циклично. И постмодернизм, преодолевая литературу нового времени, странным образом рифмуется с эпохой средневековья!

    – Вот только пятьсот лет назад не было Интернета!

    – Средневековая литература – реального факта. Сейчас, когда неутомимые графоманы в своих блогах подробнейшим образом описывают прожитый день, восторжествовал принцип «Жизнь как книга». Налицо и всплеск интереса к биографической прозе. Причем для серии «ЖЗЛ» пишут литераторы первого ряда: Варламов, Быков, Прилепин, Попов. То есть вновь возникает запрос на реальность.

    – А молодежь по-прежнему зачитывается фантастикой…

    – В юности я тоже любил читать фантастику. Когда ты молод, жизнь кажется вполне объяснимой. И хочется непонятного. Отсюда и интерес к фантастике. А ведь самое непонятное встречается в самой обычной жизни. Но понимание этого приходит с годами. Кстати, о непонятном – могу вам признаться, что долгое время был тайным поклонником детективов!

    – Почему тайным?

    – С точки зрения литературной критики – отчасти снобистской – детективы не входят в большую литературу: мол, пишут их пачками и на недостаточно высоком уровне. А между тем Конан Дойль, Честертон, Агата Кристи – очень хорошие писатели. Да и «Преступление и наказание» Достоевского, формально говоря,  детектив. Популярность этого жанра объясняется прежде всего тем, что в детективе четко выражена победа добра над злом.

    – У вас вышли уже два романа – когда ждать третьего?

    – Между прочим, он уже на четверть написан. Это роман о XX веке. Никак не могу придумать название…

    – Пусть же, пока работаете над новым текстом, Ваш «Лавр» прочтут как можно больше читателей!

    Юрий ТАТАРЕНКО

    16.12.2013, 11:23 Нет добра без худа
    Энта, а фотомордочку господина Водолазкина поместить можно? Раз с ним лично встречался, наверное запечатлел. А если общался по скайпу, то извиняйте. А хотелось бы узнать, как смотрится модерновое личико Гюльчетай.
    15.12.2013, 16:31 нет худа без добра
    Если вновь вторгнувшиеся в диалог граждане под кодовым названием "соха" и"кошка ходящая" ( как только язык повернулся, а с виду приличные люди) не шутят, предположительно подозревая в подразумевании в романе в плане участников-интриганов Лавра Корнилова, а тем более Лаврентия П-ча, значит, бысть вскорости в стране атомному оружию.
    15.12.2013, 12:36 Кошка ходящая сама по себе
    Тупой ты, соха! Где интрига? Это сам Лаврентий Павлович, не к ночи бысть помянутым.
    15.12.2013, 11:45 От сохи
    А кто-сь - этот Лавр, никак сам батюшка Лавр Корнилов восреснувши? Свят-свят!
    15.12.2013, 11:00 не корысти ради а токмо
    Признание гостя Академгородка, что он долгое время был тайным поклонником детективов, - это, конечно, откровение века. И таких сенсаций в этой беседе - чертова дюжина. Я вообще не вникаю, зачем так нудно и долго беседовать с писателем, книги которого никто не читал и которого в сибирской столице никто не читал.
    15.12.2013, 06:00 Живо интересующаеся
    А это уже полное название, или еще на четверть только рожденное?
    14.12.2013, 18:31 От щедрот
    Название 3-его романа - ВОДОЛАЗ
    14.12.2013, 15:59 как знать?
    А вот я, прочитав суждения вышеприведенной молодежи, должна сказать, что они поторопились с выводами. А тов. Татаренко нужно выразить крайнюю признательность за заострение внимания сибирского читателя на смыслах внеисторического романа Е.Г. Водолазкина. Как Пушкин сказал, - он думы пробудил уснувшие во мне. Должна освидетельствовать, что автор, встретившись с университетской молодежью, вызвал у слушателей целый шквал впечатлений. Продиктованных стремлением постичь тайны замысла данного творения филолога и художника - "Лавра". Свидетельствую так же, что статья (диалог Ю. Татаренко с Е. Водолазкиным) из рубрики "встречи с интересным человеком" оказалась чрезвычайно своевременной, ибо никто, я извиняюсь, мало что не понял. А тут по крайней мере можно на десятый то заход уже и приблизиться к сути про соотношение медиевистики к авангарду. А Nadeжде я возразила бы, что каждый обязательно находит свое отображение, и Водолазкин с закономерностью в ее восприятии превратился в Болотолазкина. Ну, может и правда в таком виде зубободрительная, но бестактные заключения могут привести к тому, что автор замкнется в себе.И кому станет легче, хотя...
    14.12.2013, 15:39 некифорова А., педагог в прошлом
    Странно, что редакция решила приурочить этот принципиальный спор читателей о литературе к фактически праздничному дню рождения навигатора, ставшего отцом столь разнообразных тематик, от хозяйственных до сугубо литературоведческих.
    Что ж все так дружно заторопились с заключениями-то? Ведь человек ученый писал, а люди в простоте судят, не дав себе труд вдуматься. Это вам не на лоне природы выть. Да и вообще то автор уже и уехавши да и получивши премию в столицах среди подобно ему умных людей. Они-то разобрались, а отзывы здешних читателей сами похожи на собачий лай.
    14.12.2013, 12:20 Серж
    Солидарен! Книги такого плана крадут у нас свободное время: пока читаешь такую фигню, можно сделать что-нибудь полезное: побыть на лоне природы или еще что.
    14.12.2013, 12:08 Nadezda
    Беседа с "Болотолазкиным" - скука зубодробительная - ни одной свежей мысли, еле дочитала до конца.
    14.12.2013, 11:55 Ника
    Наш уважаемый Юрий Татаренко! Вы ошибаетесь, молодежь не зачитыватся фантастикой. это прошлый век. Уверен на 100 процентов, что медиевистика и авангард, пропагандируемые в интервью, для нашего мало читающего современника - бред собачий. В очередной раз удивляюсь, что только не печатает газета "Навигатор"!

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Принципы Олега Погудина
    803 0
    "Навигатор" № 40 (1211) от 11.10.19
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Елизавета ДОРОФЕЕВА: «Дорожу каждой своей ролью!»
    245 0
    "Навигатор" № 38 (1209) от 27.09.19
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Евгений РЕЙН: «Век слишком заражён гламуром!»
    448 0
    "Навигатор" № 35 (1206) от 06.09.19
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Всеволод ЕМЕЛИН: «Свершений без страданий не бывает!»
    503 0
    "Навигатор" № 30 (1201) от 02.08.19
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Бахыт КЕНЖЕЕВ: «Все великие поэты – модернисты!»
    552 0
    "Навигатор" № 24 (1195) от 21.06.19
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Писателю на премии не прожить...
    418 0
    "Навигатор" № 16 (1187) от 26.04.19

    Популярное