Евгений Стеблов. Актер не измеряется успехом
Евгений Стеблов. Актер не измеряется успехом
Недавно в Новосибирске по приглашению местного отделения Союза театральных деятелей побывал известный актер Евгений СТЕБЛОВ. С первой же роли в фильме «Я шагаю по Москве» он запомнился и полюбился миллионам отечественных кинозрителей. А потом еще были съемки в таких известных картинах, как «Раба любви», «Сибирский цирюльник», «День выборов»… Народный артист России, актер театра им. Моссовета, профессор РАТИ, Евгений Юрьевич охотно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.
– Сейчас многие творческие союзы – писателей, художников, композиторов – существуют как бы сами для себя. А кому и для чего нужен Союз театральных деятелей?
– Очень бы не хотелось, чтобы в нашей профессии все окончательно пришло к тому, что быть сегодня артистом – значит быть отдельной единицей сериальной продукции, и только. СТД – влиятельная организация с богатым историческим прошлым. Наш Союз еще в XIX веке основала Мария Григорьевна Савина – под покровительством императорской семьи. А до этого в России были сплошь разрозненные актерские ватаги с сундуками костюмов. Сегодня некоторые считают, что главная функция СТД – взаимовспоможение. Конечно, мы этим занимаемся, причем регулярно и без лишней шумихи. Но главное, чем были всегда озабочены наши великие деятели культуры (а к ним относятся и знаменитые меценаты Мамонтов, Морозов и другие), – поднять культурный уровень народа. Пусть это и звучит высокопарно, но фундамент СТД – социальная значимость нашего сообщества.
– Но сегодня для этого особо трудные времена…
– Да, сейчас мы переживаем непростой исторический период, когда к культуре применяется бухгалтерский подход: требуют отчета, что сколько стоит. Недавно в молодежном правительстве Москвы меня на полном серьезе спрашивали, в каких показателях выражается успех театра! И нам очень непросто отстаивать свою позицию. Сейчас у нас свое представительство во власти, это очень важно. Вынуждены постоянно преодолевать недоразумения Минрегионразвития, которое отнесло театр к сфере оказания гражданских услуг – наряду с банно-прачечным комбинатом. Не так давно в Совете Федерации была создана комиссия по культуре, пробиваем доплаты к пенсиям народным артистам и художникам. Цена вопроса – стоимость одного футболиста «Зенита». Это не так много в масштабах страны.
С властью надо сотрудничать, а не враждовать. И Союзу театральных деятелей повезло с нынешним председателем! Калягин – органичное сочетание большого художественного мастерства и выдающихся организаторских способностей. Артисты ведь – люди с незащищенной психикой, их легко увлечь – причем всякой ерундой, особенно протестной. Но есть крики на собраниях, а есть конкретные дела.
Почему идут дрязги в Союзе кинематографистов, в котором всего-то 4,5 тысячи членов? А эти люди годами не работают. Поэтому там и споры – до драки в прямом смысле слова! И, конечно же, им нужен мудрый глава. Никита Сергеевич – скорее вождь, чем руководитель. Он привык единолично возглавлять свою компанию «Три Тэ», всеми командовать на съемочной площадке. А надо быть дипломатом.
– Кстати, о кино. Недавно вы снялись в фильме «День выборов», где главные роли исполнили актеры театра «Квартет И»…
– Они не производят впечатления одаренных людей. Не знаю, что они могут на сцене, я имел с ними дело в кадре. И все их достижения остались для меня не ясны.
– Вы ведь еще и театральный педагог. Как восстанавливаетесь после занятий со студентами?
– Как и после любой работы – молитвой. Мои ребята выпустились в 2009-м, это был очень сильный курс, особенно девочки. Со спектаклем «Женитьба Бальзаминова» участвовали в международном студенческом театральном фестивале «Твой шанс», получили диплом. Некоторые ребята до сих пор звонят, поздравляют с праздниками. Кого-то из своих выпускников периодически вижу в фильмах. Сейчас ведь распределения после вуза нет, и все работают не в театрах, а в проектах.
– И какое впечатление производят на вас нынешние молодые артисты, много ли интересных ребят?
– Никого не хочу выделять. Назову лишь одну общую проблему: талантливых людей очень много, но им не хватает культуры. Причем повышением своего культурного уровня должен быть озадачен сам человек.
– Работать над собой можно, к примеру, через чтение. Каких современных авторов посоветовали бы прочесть?
– Никаких. Мне они просто не интересны. Есть ведь русская классика, мне этого вполне достаточно. Но вообще-то, вспоминая известный анекдот, про себя могу сказать: я не читатель, я писатель. Вышло уже четвертое издание моей книги.
– Ваш коллега по театру имени Моссовета прекрасный артист Сергей Юрский тоже пишет…
– Видите ли, какая штука: служим в одном театре, играем в одном спектакле... Но мы с Сергеем Юрьевичем – как будто бы два кота, которые пометили каждый свою территорию. Творческие контакты – сфера особая.
– Какие спектакли вашего театра или другой московской труппы рекомендуете посмотреть своим студентам?
– А студенты больше хотят что-либо делать сами, нежели обезьянничать, увидев кого-то на сцене. Понимаете, актерам – будущим, начинающим, состоявшимся – гораздо интереснее и полезнее заниматься внутренней кухней. И это правильно, надо идти своей дорогой.
– А вы довольны своей дорогой?
– Мне грех жаловаться на судьбу. Когда-то я не смог сняться у Михалкова в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», попал в автокатастрофу. Конечно, тогда какое-то время мне было очень досадно. Но теперь понимаю, что приобрел больше, чем потерял: написал книгу, мне открылась божественная сущность мира. И сейчас из всего, что нас окружает, меня интересуют идеи нравственного развития человека. Не хочу участвовать в тотальных деструктивных процессах. Хотя пойти на поводу у зла гораздо легче, чем делать добро.
– Как часто отказываетесь сейчас от ролей в кино?
– Часто. Если предлагают интересный сценарий – соглашаюсь. У меня нет такой задачи – много сниматься. Так что принимаю решения по ситуации. Скажем, в театре в работе над «Чайкой» у меня с режиссером Кончаловским был концептуальный конфликт. К счастью, нам удалось прийти к взаимным компромиссам. Проблема в том, что кинорежиссеры в работе больше озабочены конечным результатом, а в театре важен сам процесс создания каждой роли и спектакля в целом.
– Эстраду считаете легким жанром?
– По сравнению с театром – конечно. Другое дело, что сейчас у нас эстрады вообще нет. Есть шоу-бизнес. А в бизнесе цели и задачи – заработать побольше денег.
– В этом смысле те же ребята из «Комеди клаб» очень преуспели!
– Знаете, в детстве я жил в Москве у Рижского вокзала, это был бандитский район. И там пацаны говорили так: не надо блатовать, когда идешь на дело. То есть – сосредоточься, не пускай никому пыль в глаза. Так вот, «Комеди клаб» – это блатовство. И еще: не люблю, когда непрофессионалы лезут не в свое дело. КВН – хорошая игра. Но на каком основании эти ребята начали снимать кино?
– Им было интересно попробовать. Ведь не знаешь заранее, будет ли успешным спектакль или фильм. Или вы предвидели свои успехи?
– Работая над ролью, никогда об этом не думал. Успех – это судьба.
– Разве не обидно – трудился над образом, а успеха нет?
– Это гордыня. Наши деяния не измеряются успехом у публики.
Юрий ТАТАРЕНКО
Комментарии