«Доброта – главное качество!»
«Доброта – главное качество!»
Елена Антоновна КАМБУРОВА – певица, актриса. Родилась 11 июля 1940 года. Окончила Государственное училище циркового искусства и ГИТИС. Основательница и худрук Московского театра музыки и поэзии. Народная артистка России. Лауреат Госпремии РФ, Царскосельской художественной премии, премий имени Станиславского, «Хрустальная Турандот», «Своя колея» и др. Исполнительница песен «Мальчишки и девчонки» в «Ералаше», «Спи, моя радость, усни» в программе «Спокойной ночи, малыши!», вокальных партий за кадром в фильмах «Раба любви», «Приключения Электроника», «Рыжий, честный, влюблённый», «Нас венчали не в церкви», «Пеппи Длинный чулок», «Гардемарины, вперёд!», «Небеса обетованные» и др.
– Дорогая Елена Антоновна, я ваш горячий поклонник. Храню с начала 80-х открытку с вашим автографом: «Добра и света – и надолго!»
– Да… Были разные времена, но это всегда очень важное пожелание. Доброта – главное качество человека. Мне кажется, если человек добрый, то это во всём проявляется, на всё проецируется. А свет имеется в виду не только в буквальном смысле. Свет – внутри тебя. Поэтому говорят: светлый человек. Такие люди делают нашу жизнь ярче.
Запасы доброты неистощимы. Более того, с годами человек должен быть всё более и более лояльным по отношению к другим. Это в юности тобой может руководить эгоизм, желание сделать что-то для себя. А потом всё уходит. И есть только другие люди, которым хочется пожелать, чтобы они не совершали тех ошибок, что совершил ты когда-то.
– А сегодня, когда даёте автографы, что пишете? Поменялись ли пожелания с учётом нынешних реалий?
– Сейчас у меня вышла книга воспоминаний «Совсем другая песня», и я её, конечно, подписываю всем. Слова подбираю разные. Хочется верить, людям удастся что-то из неё почерпнуть.
– Прочёл вашу книгу за вечер! Отдельное спасибо за рассказ о Фаине Раневской. Как много схожего в ваших судьбах! Есть такая поговорка: что имеем – не храним… Вот и вы с горечью пишете о том, как публика на ваших выступлениях не понимала, с чем сталкивалась…
– По сути я долгое время расплачивалась за свою любовь к определённому роду песен, к которому тогда зритель был совершенно не готов. Он воспитывался только на эстрадных песнях. В лучшем случае это было творчество Шульженко, Великановой. Попсы не было. А с чем выходила на сцену я? В первую очередь это были глубокие стихи, которые поддерживались музыкой. И если люди никогда прежде такого не слышали, они не понимали, почему я об этом пою, что это вообще такое. Вот в чём была причина всех моих бедствий.
– Как можно было не оценить вас как явление?! В ваших выступлениях каждая песня – мини-спектакль.
– Сами песни мне это подсказали. Понимаете, я ведь не думала, что делаю что-то особенное. Считала, что песни – это просто настроение. А потом появились необычные произведения. Первой ласточкой стали «Окраины» Матвеевой, а после спела «Балладу о смерти Ивана Грозного». Сергей Никитин написал музыку на стихи Давида Самойлова. Там расклад на множество героев: есть и государь, и звонарь, и бояре, и народ… Можно было бы и просто так это спеть, конечно. Но я так не могу. Певица – всегда актриса.
– Бывало, что после попадания песни в репертуар каким-то образом менялась её трактовка, аранжировка?
– Трудно из года в год исполнять одни и те же песни совершенно одинаково (улыбается). Всякий раз, когда я что-то пою, возникает важное ощущение, что это в первый раз. Нужно, чтобы песня тебе ни в коем случае не надоедала, понимаете? У Окуджавы есть такие строчки: «Хожу я и песенку слушаю, она шевельнулась во мне». Важно сохранить трогательную интонацию Окуджавы. Принято считать, что на сцене нельзя плакать. Но я хорошо помню: когда первые разы пела «После дождичка небеса просторны, голубей вода, зеленее медь», у меня слезы наворачивались – так трогала эта песня.
– Ваше мнение о телешоу «Голос»?
– Встречаются ребята с потрясающими голосами! Но всё же мне трудно представить, чтобы в рамках этого телепроекта кто-то исполнил музыкальную новеллу. Этому не научишься за пару месяцев.
Я на телевидении до сих пор «неформат». Мои выступления не снимались. Был только фильм-концерт «Монолог» полвека назад – и то он долго лежал на полке: вроде как певица в брюках – не было принято. Фильм «Поёт Елена Камбурова» сняли в 1984-м. Вот, собственно, и всё. А на «Первом канале» вы меня видели? Даже «Культура» не интересуется Театром музыки и поэзии. Разве что показали передачу обо мне в день рождения… А я могла бы представить публике ребят, которые хотят делать на сцене то, чем я занимаюсь. Если бы наше дело стало телеформатом, то жизнь в стране очень сильно изменилась бы. Ведь песня воспитывает лучшее в человеке, например сострадание, и не только к людям, но и к животным. По тому, как человек относится к животным, для меня понятно, что он из себя представляет.
– Вы заботитесь о братьях наших меньших…
– Я очень люблю животных. В их защиту в своё время мы с единомышленниками писали много писем… И сегодня нередко какой-то обыватель возьмёт и заколотит продухи в подвал, чтобы кошки туда не могли попасть. Зачем так делать – не понимаю. А где жить бездомным кошкам?
Я уже много лет вегетарианка. И совершенно не хочу даже думать о котлетах или пельменях! Уверена, если бы человечество не употребляло в пищу мясо, жестокость была бы не так сильна. А может быть, и войн не было… Увы, человек – весьма агрессивное существо. Мы варварски истребляем леса. Боже мой, как я люблю деревья! Для меня они – живые.
– Театральное дело, вокал – это то, что передаётся из рук в руки. Какой совет дадите начинающим певцам?
– Попрошу хотя бы не петь попсу. И обратить внимание на такое детище человечества, как поэзия. Ведь люди всегда не только любовались природой, но и воспевали её.
Песня может быть разной. Мне очень не хватает нежных песен. Нежность выше любви. А сегодня всё побеждает прагматизм, желание заработать. Свобода, пришедшая с перестройкой, быстро выродилась во вседозволенность. Люди учатся прежде всего хапать. О миллионерах стали говорить с уважением. А на что они тратят свои деньги, боже мой…
– Отдельное спасибо за музыкальный подарок: к книге прилагается диск с вашими песнями. Сами выбирали?
– Конечно. В принципе мне ни за одну из них не стыдно. Нет, за одну-единственную – стыдно. Но я её спела только однажды. Композитор Кирилл Акимов, когда был моим мужем, предложил исполнить песенку «Я тебя не люблю». В дальнейшем стала сверять свой репертуар по песням Новеллы Матвеевой. Если новое произведение сочеталось с ними – включала его в программу, соглашалась записывать.
– Не спетое, не сыгранное, не сделанное – больная тема для артиста. А много ли было таких моментов в жизни?
– Сожалею, что порой не хватает характера и не получается настоять на своём. Это не нахальство, не пробивная сила, а…
– Хватка! А для чего она вам нужна? С ней можно большего добиться?
– Наверное, да. Совершенно не могу кричать на людей. Ни в работе, ни в жизни.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива Е. Камбуровой
Комментарии