Для спасения души?
Для спасения души?
Для спасения души?
Под таким же заголовком, но без вопросительного знака в предыдущем номере вышла статья В. Ганьшина о православной культуре в школе. Читатели по-разному восприняли те предложения, которые прозвучали у автора. Нам показались интересными комментарии к статье некоторых из них. Руководствуясь неизменным правилом предоставлять возможность высказаться различным точкам зрения, мы выносим дискуссию на страницы газеты.
Татьяна: Автор желает поставить на место КПСС православную церковь и ее методы работы внедрить в общество. Это неправильно. Для массы, каковой является основная часть общества, это, возможно, и годится. А вот мыслящая часть этого общества вполне в состоянии сама привить детям общечеловеческие, духовные ценности, которые не есть достояние исключительно православия, а есть результат культурного развития всего человечества...
Ольга: ...Автор, собственно, что предлагает, говоря юридическим языком, – дискриминацию по вероисповеданию, что прямо противоречит Российской Конституции. Хотя, конечно, автору до этого может и не быть никакого дела, т.к. свое отношение к законам он выражает более чем оригинально: «там, где его соседи резали, грабили, писали законы и просто буянили» – это, скажу я вам, нечто! А еще я с душевным трепетом пытаюсь представить себе священнослужителей, объясняющих детям, что именно у нас в стране изобрели лучший в мире автомат, и то, как это здорово... Пока представить подобное, слава Богу, не получается.
P.S. ...сильно помогло Советскому Союзу повсеместное изучение истории партии, а?
Дюша: Налицо классические «мракобесные» методы ведения дискуссии: когда в прессе появляется на эту тему что-то вот вроде «ОПК допускается в качестве вариативной компоненты региональных образовательных программ…», то хочется у автора спросить: «А ты, любезный, не из той ли банды, которая на соросовские доллары учебник по истории для наших деток написала? Нет? А похож!» Нечего ответить по существу – оскорбим оппонента, обвиним его в чем-нибудь богомерзком. Большинство утверждений статьи алогичны или бездоказательны...
Агностик: Предлагаю вернуться к самым истокам Руси. К язычеству. И преподавать в школах ОЯР – основы языческих религий.
Атанас Вубинда: Вообще говоря, «Основы православной культуры» должны быть вводным предметом. И, наверное, обязательным для всех – просто чтобы атеисты не проявляли своего невежества в области, с которой они хотят аргументировано спорить. Один урок в неделю не сможет испортить ребенка (или подростка), у которого есть круглосуточный доступ к ТВ.
Caso: Я бы ввел в курсы школ и вузов предмет ОЖД – «Основы жизненной деятельности», на котором изучались бы «Достаточно общая теория управления и Концепция общественной безопасности» (учитывая, что эти науки прошли Думские слушания еще в 1995 г. и были рекомендованы к внедрению) с анализом нашей действительности во всех ее аспектах, а в их русле – все остальное, в том числе и Оба(бахаистской)К и ОМ(мусульманской)К и ОПК и Обу (буддистской)К и т.д. – от новой к старым, по мере возникновения, конфессий.
Александр: ...Что до насильственного введения православия в качестве основы российской культуры и государственности – тут любой думающий человек, что верующий, что атеист, прекрасно понимает простую истину: примазались, паразиты! И если все пойдет такими темпами – через 20, 40 или 60 лет, неважно, опять начнется подкладывание динамита под церкви. Религия в принципе не может быть государственным делом в современном обществе; любая форма государственной религии есть путь к тоталитаризму, к тому самому «мужику», который ничего в окружающем мире не понимает и не хочет понимать, т.к. на все есть царь и бог. Кто же хочет такой участи для своих детей и своего народа?
Негосударственная комиссия: Гл.1 ст.14 Конституции Российской Федерации гласит:
1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Я, конечно, не государственная Комиссия по надзору за соблюдением Конституции, но автор прямо предлагает «поделиться с ним (Владыкой Тихоном) БЮДЖЕТНЫМИ средствами, чтобы он на эти денежки разворачивал подготовку педагогов в своем Богословском институте», т.е. нарушить Конституцию!
Проходил мимо: Все достаточно здраво и логично. В принципе, если чуть подумать, можно понять, что статья не столько про ОПК в школах, сколько про наличие у государства хоть какой-то вменяемой идеологии. Как говаривал в свое время дедушка Ленин: если в голове у человека не наша идеология – там идеология вражеская. А ведь он абсолютно прав, в общем-то... По мне, так пусть ребенок уж лучше ОПК в школе изучает, чем вышеупомянутый учебник истории. По крайней мере, у нас с вами будет хоть маленькая надежда на относительно приличную старость...
Дюша: Интересные люди проходят у нас мимо! «Про наличие у государства хоть какой-то вменяемой идеологии», – именно об этом и идет речь: идеологию, предлагаемую предметом ОПК, в целом, и данным автором, в частности, назвать вменяемой язык повернется не у многих. Если у государства нет идеологии, так нужно ее разрабатывать, а не отдавать «власть над умами» на откуп РПЦ. Ибо неизвестно, как она ею воспользуется. А по поводу надежды на приличную старость – может, не сваливая все на телевизор, попробовать самим обеспечить себе приличную старость, воспитав своих детей? Меня вот родителям удалось воспитать. На улицах не мусорю.
Иду обратно: Интересно, как вы представляете себе разработку государственной идеологии на пустом месте? Так не бывает. В любом случае разработка будет использовать то, что уже было создано когда-то. То, что делает сейчас РПЦ в плане культурном, объединительном и просветительном достойно всяческого одобрения. При всем моем атеизме и нелюбви к работникам культа. Я думаю, что государство, без сомнения, стоит за всем этим, так же как и все эти храмы строятся не без участия денег налогоплательщиков. Важно понимать, что свято место пусто не бывает и, если государство не будет помогать Православной церкви, ее место очень быстро будет занято молельными домами различных сект, построенными на деньги налогоплательщиков другой страны (с трех раз догадайтесь какой). Но никуда мы от идеологии не денемся. Увы! Лично мне перечисленные пункты тем для обучения видятся вполне разумными, ну, может быть за исключением стяжания Царствия Небесного. Поздно уже его стяжать. Но речь-то и не про нас идет, нас уже не переучить и не переубедить, а про тех, кто только еще собирается в школу идти. Вы так хорошо уверены, что сумеете воспитать своих детей сами, что среда никак не сможет на них повлиять? Не говорите гоп... Среду надо формировать соответствующую, проще это, нежели в одиночку геройствовать...
Aglaja: Мне кажется, что православие уже не станет государственной идеологией. Слишком уж народ при Советах растерял веру. Вообще вера в том виде, в каком она является инструментом для реального воздействия на людей, хорошо искореняется образованием... Ни в одной развитой современной стране глубокой веры, мне кажется, нет...
Андрей: Дорогие возмущенные сограждане! По-моему, не туда вы посылаете свои критические стрелы. Адресуйте их автору, но не православию, которое мы плохо представляем во всей его сложности (никого не хочу обидеть, сужу об этом и по себе). О каких безграмотных мужиках вы говорите? О какой несовместимости веры и образования? Почему же, например, ездили поучиться уму-разуму в знаменитую Оптину пустынь в 19 веке Гоголь, Кириевский, Леонтьев, Достоевский, Толстой? Почему были христианами многие видные ученые, писатели, художники? Об этом можно долго говорить, но, например, мой преподаватель, доктор филологических наук считает, что человек без веры – все равно. что человек без руки или ноги. Ну, не безграмотный мужик ведь, честное слово! А заметка действительно написана если не провокационно, то полемически очень упрощенно. Не надо ни у кого отнимать свободы выбора и заставлять во что-то верить. Но, наверное, не надо отнимать у тех же ребят возможности узнать о том, во что можно верить, и на чем основана наша культура. Без каких-то хотя бы азов православия мы по-настоящему не можем понять ни нашей истории, ни литературы, ни живописи. Это и есть та самая вера наших отцов, на которой выросла Россия, побеждала в войнах, строила великое государство. Об этих вещах, конечно, надо знать школьникам. Так же как и о вопросах вечных и о нравственных ценностях. Пока же «Основы православной культуры» или «Православная культура России» – это факультативный школьный предмет, на который никто насильно не загоняет. Ведутся у нас и курсы по подготовке преподавателей православных предметов при том же педуниверситете, например. Не надо нетерпимости ни с той, ни с другой стороны! Надо вначале разобраться – о чем на самом деле ломаем копья. Зацепил товарищ, этого у него не отнять...
Комментарии