«Дельта» – ровесник рынка недвижимости в Академгородке
«Дельта» – ровесник рынка недвижимости в Академгородке
Агентству недвижимости «Дельта» исполнилось 30 лет. Юбилей – это повод вернуться к истокам, оценить пройденный путь. О том, с чего начиналась компания, как развивалась и в чём секрет её стабильной работы, рассказал директор Владимир ЗАТРИМАЙЛОВ.
– «Дельта» была основана в 1994 году. Но предпосылки для этого сложились немного раньше. Мы с одним из будущих учредителей – Дмитрием Паруниным – иногородние, из Бийска, учились здесь. Начали с 1990 года торговать компьютерами, оргтехникой. Через год заработали какие-то деньги, чтобы купить жильё. Но с этим тогда в Академгородке была проблема. Единственным вариантом был обмен: купить в другом районе города либо кооперативную квартиру, либо частный дом, а затем найти живущего в Городке человека, у которого есть потребность переезда в другой район, и поменяться. По такому пути мы пошли. Набили себе шишек, но всё же приобрели по квартире. После этого к нам стали обращаться знакомые, мы начали им помогать. Сначала неофициально, потом открыли первую фирму. А в 1994-м, когда СО РАН разрешило приватизацию (на три года позже, чем по всей стране), создали агентство недвижимости «Дельта». Его учредителями стали я, Дмитрий Парунин, Владимир Муллин и Виктор Синчурин. Виктор Тарасович вышел из состава учредителей в 1997-м, а мы в том же составе вот уже 30 лет – страшно представить, большую часть жизни! – занимаемся недвижимостью.
– Многие агентства за это время появлялись, исчезали…
– Даже удивительно, что нам удаётся держаться на плаву столько лет! И не просто держаться, а ещё и параллельно развивать другой бизнес. В 1996 году мы организовали газету «Навигатор», которая очень быстро стала известна в Советском районе больше, чем само агентство недвижимости: «Дельту» знали только те, кто решал жилищные вопросы, а газету «Навигатор» – все жители.
– Газета ведь тоже создавалась сначала как инструмент для работы с недвижимостью?
– «Дельта» в те годы нуждалась в рекламе, а в Академгородке была всего одна газета. Конкурирующее агентство договорилось с ней об эксклюзивных условиях размещения, наши варианты отказались печатать. Тогда ещё не было антимонопольного комитета, каких-то других рычагов воздействия. И в 1995 году мы с агентством «Модуль-С» решили создать свою газету. Её согласился возглавить Дмитрий Данилин, который и по сей день руководит «Навигатором».
– Какой период истории агентства был самым сложным?
– Простых, наверное, никогда и не было. Рынок недвижимости очень конкурентный, дружеский локоть нас всегда поджимал. В Академгородке сейчас, наверное, полсотни агентств. Часть из них мелкие, по 2-3 человека. Тем не менее конкуренция очень жёсткая. Мы всегда выживали за счёт высокого качества работы. К нам люди приходят повторно. Кто-то брал квартиру много лет назад и помнит, как тогда риэлторы хорошо сработали. Кто-то уже детей своих приводит, чтобы решить для выросшей семьи вопрос с жильём. В отличие от огромных федеральных агентств у нас всегда была кропотливая, штучная работа с клиентами. Мы уделяем этому внимание, и люди это ценят.
– Есть такое мнение, что с развитием интернета профессия риэлтора отомрёт. Можно самому разместить рекламу, найти подходящий вариант, договор купли-продажи скачать в интернете…
– Человек обращается в агентство не только за вариантом, а за комплексной услугой. Ему нужна проверка документов, важно грамотно провести переговоры с продавцом или покупателем. Без риэлтора переговорный процесс порой заходит в тупик, так как стороны не могут найти точек соприкосновения по цене, по порядку расчёта, обеспечению взаимных гарантий и другим вопросам. Практика показывает, что люди нуждаются в наших услугах.
– С чем это связано?
– Потребность иметь крышу над головой – одна из трёх базовых для человека, наряду с потребностью в еде и в одежде. Если раньше квартира была одна на всю жизнь, то сейчас, по статистике, много семей, которые каждые 5-7 лет решают какие-то вопросы. Это либо расширение жилплощади из-за роста семьи, либо покупка отдельного жилья детям, либо покупка меньшей квартиры, когда дети выросли и разъехались, либо супруги развелись и нужен размен… Ситуаций, связанных с положительными или отрицательными сторонами жизни, может быть масса, и все они переплетаются с недвижимостью. Развивается и рынок аренды. Среди молодёжи всё больше тех, кто не хочет покупать своё жильё, а настроен его снимать, даже по высокой цене. Сейчас интерес будет перетекать в сторону аренды, пока высоки ставки по ипотечным кредитам. Если раньше было сопоставимо по платежам арендовать жильё или жить в своей квартире и выплачивать ежемесячный взнос по ипотеке, то сейчас арендовать сильно дешевле. При этом утешение, что через 20-25 лет ты выкупишь квартиру у банка, молодёжь не привлекает: они живут сегодняшним днём и горизонты в четверть века не рассматривают. Всё больше становится фрилансеров, которые могут работать из любой точки мира. При этом, если у них есть жильё, через нас его сдают в аренду, а сами спокойно уезжают из страны. Как видим, рынок недвижимости не стоит на месте, постоянно меняется. Стараемся успевать за ним.
– Чем уникален коллектив «Дельты»?
– У нас 4 офиса – на Морском проспекте, 20 (временно в связи с ремонтом на Морском, 16), на улице Демакова, 18, на улице Ветлужской, 8 и в Бердске на улице Ушакова, 1. В команде около 50 человек. Есть те, кто с самого начала, кто отработал 20 лет. Это наш золотой фонд. В агентствах недвижимости обычно довольно высокая текучесть кадров, но в «Дельте» если люди приживаются, то это всерьёз и надолго. Наши опытные сотрудники знают множество нюансов и помогут в любых ситуациях.
– Какая сейчас обстановка на рынке? Стоит ли покупать жильё, вкладываться в новостройки?
– Если у вас назрел жилищный вопрос в силу личных причин, которые я проговорил выше, не тяните, решайте проблему здесь и сейчас. Не важно, в каком состоянии рынок, откладывать жизнь на потом не стоит. Если же хотите купить квартиру с целью инвестиций (вложить деньги), то для краткосрочной, спекулятивной инвестиции – быстро купить и продать – наверное, не то время. Но как длительная инвестиция вложения в жильё всегда надёжны и выгодны: недвижимость со временем всегда дорожает. Кроме того, её можно сдавать в аренду, получая стабильный доход.
– Есть ли преференции для ипотечных покупателей?
– «Дельта» работает по партнёрским программам с рядом банков, и наши клиенты пользуются бонусами от ведущих финансовых учреждений. При покупке квартиры через «Дельту», как правило, процентная ставка на 0,3-1% ниже, чем при обращении напрямую в банк.
– Раньше риэлтор помогал клиентам выстраивать цепочки из десяти и более вариантов, чтобы клиенты могли одновременно продавать и покупать недвижимость. Сейчас какая тенденция?
– Цепочки никуда не делись, разве что стали менее громоздкими. Редко бывает, что приходит «чистый» покупатель с деньгами. Как правило, человек продаёт своё жильё, добавляет что-то, чтобы купить квартиру большей площади, либо наоборот, избыточное жильё продаёт. Мы с любыми вариантами работаем.
Специалисты иногда могут предложить выход, которого обычный человек не видит. Благодаря опыту, профессиональным знаниям риэлтор может выявить скрытые потребности, подсказать какой-то нетривиальный путь, провести серьёзную проверку документов. Порой люди пренебрегают этим и рискуют потерять всё. Поэтому с развитием интернета, технологий, когда, казалось бы, всё доступно, только выбирай варианты, профессия риэлтора остаётся востребованной. Она была, есть и будет.
Беседовала Татьяна ОСИПОВА
Комментарии