Наша гордость и слава
Наша гордость и слава
12 апреля – день особой гордости за страну, за достижения отечественной науки и техники, за русского человека. А для некоторых читателей «Навигатора» – ещё и повод для ярких воспоминаний. Публикуем письмо Нины Дмитриевны Романовой, ветерана педагогического труда, много лет проработавшей в гимназии №5.
«В эти дни мы отмечаем 63-ю годовщину первого полёта человека в космос, а ещё в 2024 году, 9 марта, Юрию Гагарину исполнилось бы 90 лет. Эти даты вызывают воспоминания о разных событиях в моей жизни, о некоторых из них хочу рассказать.
14 апреля 1961 года. Вчерашних студентов МГУ распределяют по местам работы. Есть разные варианты. Из Сибири приехала команда Михаила Алексеевича Лаврентьева, чтобы зазвать молодых и перспективных в институты Академгородка. Первым из выпускников вызвался ехать мой супруг Владимир Романов. Поговорив с Анатолием Илларионовичем Ширшовым, заместителем директора Института математики СО АН СССР, а затем и с самим академиком Лаврентьевым, он сразу поспешил ко мне, чтобы рассказать о принятом решении.
Я ждала его в общежитии МГУ, а в это время по Ленинскому проспекту проезжал из Внукова кортеж Гагарина. По обе стороны улицы стояли тысячи людей с букетами. Такого яркого праздника, такого ликования я никогда не видела, это трудно себе представить! После проезда машины с легендарным космонавтом вся дорога была засыпана цветами, а громкое ура было слышно ещё очень и очень долго.
А потом мы переехали в Академгородок и многие годы работали в Сибири.
В 1999-2000 годах Владимира Гавриловича Романова, который к тому моменту уже стал членом-корреспондентом Академии наук (ныне он академик РАН. – Прим. ред.), пригласили в Тайнаньский национальный университет на Тайване. Это экзотическая страна не только по природно-климатическим условиям, но и по культуре, быту, системе образования. Думаю, не стоит останавливаться на истории страны. Скажу лишь, что Цзян Цзинго – второй президент Китайской республики Тайвань и сын Чан Кайши – долго жил и работал в Советском Союзе, поэтому многое из того, чему научился, он внедрил в своём непризнанном государстве.
На Тайване мы встретили немало специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, с многими из них дружили долгие годы и общаемся до сих пор. В нашей русскоязычной диаспоре была и семья учёного Константина Бейдера. Они с женой уже несколько лет жили на Тайване, здесь же ходили в школу их дочки: Таня – в 4-й класс, Катя – в 6-й. Лидия Бейдер попросила меня позаниматься с ними биологией, химией и географией. Предложение не вызвало никакой тревоги, ведь за плечами был многолетний опыт преподавания, в том числе индивидуальной работы с учениками такого возраста.
На многое я открывала девочкам глаза. Рассказывала о преподавании в наших школах, а они проверяли меня по американским энциклопедиям, сомневаясь в высоком уровне обучения в России.
Однажды, 12 апреля, вернувшаяся из школы Таня радостно объявила: «Сегодня – День космонавтики! Первый космонавт – американец, но тайванского происхождения! Он облетел вокруг земли и таким образом совершил подвиг!»
Я, конечно, возразила: «Первый космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин, он родился и вырос в Советском Союзе. За 108 минут обогнул земной шар и благополучно вернулся на землю. После возвращения мы с друзьями встречали его в Москве в апреле 1961 года».
«Нет, нет! – закричала Таня. – Учитель сказал, что это был американец, но тайванского происхождения. Учитель сказал…»
Что тут началось – не вспомнить без содрогания. С Таней случилась истерика, кое-как привели её в чувство. Как же так, не понимала девочка, учитель же сказал, а его слово – закон...
На Тайване это действительно так (по крайней мере было тогда). Каждый учебный день в школах начинается с приветственной линейки, которую проводят директор и завуч.
– Наша страна – самая богатая! – заявляют взрослые.
– Да, да! – дружно выкрикивают в ответ ученики.
Затем такая же реакция на лозунги о том, что наш президент – самый лучший, наша школа – самая хорошая, а наш учитель – самый умный.
Конечно, при такой прокачке никаких сомнений в истинности слов педагога у учеников быть не может. Как же тогда донести девочкам правду? Открываю энциклопедию, там написано, что первый космонавт – Гагарин. Но это русская книга, Таня ей не верит. Пошли в библиотеку университета, отрываем американскую энциклопедию – там имя нашего героя. Но всё равно у школьниц есть сомнения. Так мы заходили с девочками на несколько факультетов, открыли разные американские энциклопедии – везде Гагарин. Но Таня продолжала повторять: «Учитель сказал…»
Последняя надежда – на папу. Константин Бейдер, выпускник МГУ, был лучшим математиком-алгебраистом Тайнаньского университета. Но Таня не верит и ему. Тогда пошли в центральный музей, там стоит скульптура Юрия Гагарина с надписью: «Первый космонавт планеты». Старшая Катя опросила всех россиян, которые жили на Тайване, затем своих американских друзей, и ответ был везде одинаковый: русский человек, Гагарин.
На следующий день Таня долго не решалась подойти к преподавателю, но всё же осмелилась и задала этот важный вопрос: «Господин учитель, так кто же был первый космонавт?» В ответ – молчание. А потом: «Ах, Таня-сан, протяните руки…»
В школах Тайваня только в 2006 году официально отменили телесные наказания за проступки, хотя, говорят, они всё еще практикуются. Ученик протягивает руки, а учитель бьёт по ним резиновой пластинкой.
На острове в 1999 году случилось страшное землетрясение. Первой на помощь пришла Россия. Только тогда многие жители узнали о нашей стране и первом космонавте.
Воспоминаний, связанных с 12 апреля, у меня много. Решила с вами поделиться некоторыми. Сегодня на западе стараются вычеркнуть из истории имя Юрия Гагарина. Но первый космонавт планеты Земля – наша гордость и слава, его имя мы не забудем никогда».
* * *
В 2011 году Нина Дмитриевна Романова как участник конкурса воспоминаний о памятном событии 12 апреля 1961 года была награждена медалью к 50-летию полёта Ю.А. Гагарина. Её вручал президент Новосибирского регионального отделения Федерации космонавтики России Александр Тимофеев (на снимке).
Комментарии