Для чего нужны тренинги
Для чего нужны тренинги
Для чего нужны тренинги
«Тренинг продаж. Тренинги телефонных переговоров.Тренинг для руководителей» – бросается в глаза с рекламных страниц.
Что же такое тренинг? Нужен ли тренинг детям иродителям? Как «вести переговоры» с собственным ребенком? Как помочь емунаучиться управлять собственной жизнью, строить отношения с другими людьми?
Психологические словари термином «тренинг» обозначают разнообразныеформы групповой психологической работы. Цель ее – развитие способностей кобучению или овладению сложными видами деятельности, в частности общением.
Как объяснить, что такое тренинг на практике? Естьзнания, которые сложно передать через информацию. Это наш опыт. И вот пример:когда вы приезжаете из путешествия, рассказываете о своих ощущениях, когдазабирались на гору или плыли на катере, и началась буря, или о том, как выотдыхали, купаясь в теплом море, – знакомые, родственники радуются за нас. Ноне могут разделить эту радость в полной мере – это не их опыт. Так и натренинге. Рассказ о том, что происходило, не передает саму атмосферу тренинга.Его участники проживают концентрированный опыт. В обычных условиях на это ушлобы значительно больше времени, а может даже, это было бы невозможно.
Что дает тренинг, в котором участвуют дети и взрослые?Для родителя – это, прежде всего, возможность наблюдать и замечать (этомунеобходимо специально обучиться) как ведет себя ребенок, как он чувствует, какпереживает, как мыслит. Возможность повысить психологическую грамотность: какговорить с ребенком, как и когда хвалить, когда ругать. Анализ семейныхситуаций в группе помогает понять собственные стереотипы воспитания, которыечасто перенимаются «по наследству» от своих родителей («со мной родителибыли строгими, и я не буду ласково называть ребенка – какое-то сюсюкание!»)либо являются их прямой противоположностью («мне в детстве все запрещали, ая своему ребенку буду все разрешать»). Сделать собственный выбор – как «по-своему»воспитывать ребенка.
В процессе тренинга нередко происходят удивительныетрансформации: те качества родителя, за которые вы себя обвиняли, становятсясильными качествами, а те, в которых были уверены, вдруг подвергаются сомнению.В результате появляется отчетливое видение того, как необходимо выстроитьсистему воспитания в семье, как преодолеть противоречия в мировоззрении разныхчленов семьи (мамы, папы, бабушек, дедушек). Ведь неуверенный илипротиворечивый тип воспитания не позволяет ребенку в полной мере научитьсярегулировать свое поведение, подчинять его заданным требованиям (например, вучебной деятельности).
В других условиях у вас вряд ли будет возможностьпопробовать на себе разные роли: мамы, сверстника-партнера, психолога-экспертаи даже (при желании!) роль дочки или сына. А какой это уникальный опыт дляребенка! Ведь с вами он привык быть одним, а здесь можно побыть и взрослым, наравных высказывая свое мнение в кругу, и малышом (восполнить то, что не хватилов раннем детстве), и самим собой. Группа подходит всем – и застенчивым, и общительным,и мягким, и агрессивным. Более того, хорошо, когда в группе есть разные дети,тогда ваш ребенок получит опыт эффективного взаимодействия с разными людьми.Ведь успешность во взрослой жизни зависит от умения адаптироваться к разнымобстоятельствам.
Дети приобретают новоеповедение благодаря разыгрыванию в группе жизненных ситуаций и последующему иханализу. Научение происходит через наблюдение, имитацию, подражание, череззнакомство со своими чувствами, через опыт общения с детьми и взрослыми.
Если присмотреться, в нашей обычной жизни всегдасуществует дефицит общения с ребенком. Речь идет не только о количестве, но и окачестве общения: ведь ребенок может находиться рядом и при этом не получать отвзрослого того внимания, тепла, интереса к своей личности, которые ему жизненнонеобходимы. И здесь психологический тренинг помогает родителям и детям освоитькак можно больше новых типов взаимодействия, получить новый опыт общения и,наконец, решить проблемы, которые имели «хронический» характер.
Елена ТОКАРЕВА,
психолог
Комментарии