• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 07:24 суббота, 23 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    23.11.2024
    USD: 102.58
    EUR: 107.43
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Детская агрессия

    Детская агрессия


     

    Детская агрессия

    Стремительно меняется современный мир, растут и развиваются дети. Как научить маленького человечка добру и состраданию, когда агрессия льется на нас и наших детей с экранов телевизоров? Когда мы сталкиваемся с ней каждый день на работе, на улице, в семье. И вот уже родители с ужасом замечают, что ребенок становится более агрессивным, чаще срывается на крик, может обидеть сверстника. К психологу обращаются, как правило, уже тогда, когда ситуация выходит из-под контроля, и ребенок начинает причинять неудобства не только родителям, но и окружающим: бьет детей в детском саду, одноклассников в школе. Что же происходит с ребенком? Какая сила в этот момент управляет им и в чем причина такого поведения?

    Тема агрессивного поведения – одна из самых волнующих для родителей. При ее обсуждении сами взрослые испытывают сильные негативные переживания, возникают споры и разногласия. Кто-то опасается, что все больше агрессии входит в дом с экранов телевизоров, и думает, как защитить ребенка от нападок сверстников; кто-то не знает, как справиться с агрессивными вспышками собственного сына или дочери. А что же происходит с самим ребенком в моменты гнева, в чем причина такого поведения?

    Вспоминается, как к нам на прием попал восьмилетний мальчик с проблемами агрессивного поведения. От вспышек его злости страдали одноклассники, учителя, родители и младший брат. Сбор информации, тестирование родителей и ребенка показали, что мама мальчика сама имеет проблемы выражения агрессии и, не в силах сдержать вспышку гнева, может ударить сына. Трудности в установлении контакта со сверстниками только усугубляли ситуацию. Неспособный построить отношения с другими детьми, ребенок своеобразно реагировал на попытки вступить с ним в контакт: открытые улыбки детей он принимал за насмешки, а желание завязать разговор – за стремление обидеть. Индивидуальные психологические занятия помогли мальчику справиться с негативными переживаниями. Но мы не смогли бы добиться долгосрочных результатов без участия мамы ребенка, поэтому семья была приглашена на тренинг развития детско-родительских отношений. В результате совместной работы ребенок научился навыкам общения и выражения чувств, а мама смогла осознать причину своих трудностей и изменить поведение. Как следствие, улучшились взаимоотношения ребенка с одноклассниками и братом, повысилась успеваемость в школе, ведь мальчику уже не приходилось тратить огромное количество энергии на конфликты.

    Влияние окружающих: родителей, сверстников, средств массовой информации – на поведение ребенка и его эмоциональный мир нельзя недооценивать. Однако и ребенок из вполне благополучной семьи бывает одержим демоном злости. За всем этим могут стоять подавленные чувства, стремление к лидерству, помноженное на неумение общаться, и многое другое.

    Возникает вопрос: если дети и взрослые испытывают гнев, может быть, в этом есть какой-то смысл? У гнева есть важная сильная сторона – он источник энергии. У рассерженного человека вдруг появляются силы и смелость совершать активные действия. А у спокойного – часто не достает решимости начать что-то делать. Однако существуют различия между гневом как чувством и агрессивным поведением. В первом случае, это адекватный ответ на окружающую ситуацию, который связан с осознанием: «меня что-то не устраивает», а во втором случае – «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», связанная с неумением общаться и приемлемым способом выражать свои чувства.

    Дети, которым позволяют злиться, но при этом не учат управлять агрессией, в будущем сталкиваются с огромными трудностями. Им сложно пойти на компромисс, их вспышки гнева пугают окружающих. Они как будто притягивают конфликты: устроить перебранку для них не проблема. В семьях же, где любые проявления агрессии не приветствуются, сводятся на нет, вырастают дети, зачастую не способные добиться своего, отстоять свою точку зрения, пасующие перед проблемами.

    Как же быть родителю? Где найти золотую середину? В этом помогут способы конструктивного выражения агрессии, которым каждый взрослый может научить своего ребенка. Но самое главное – изменить собственную стратегию воспитания:

    -    Дайте ребенку понять, что он имеет право испытывать разные чувства. Если игнорировать чувства, они могут лишь усилиться;

    -    Поддержите его. Например, если ребенок злится оттого, что не может решить задачу, волшебными словами для него будут: «Ничего удивительного! Это действительно трудная задача! Я и сам злюсь, когда не получается»;

    -    Постарайтесь понять, какие чувства скрываются за гневом. Может быть, это ощущение бессилия или боль, страх;

    -    Помогите найти выход из ситуации, обратитесь к психологу.

    В заключение предлагаем вам домашний психологический тренинг. Постройте с ребенком разговор о том, как научиться управлять гневом:

    -    Как выглядит человек, который сильно рассержен (нарисуйте вместе или изобразите);

    -    Чего лучше не делать в гневе;

    -    Может ли гнев помочь победить страх (поделитесь собственным опытом);

    -    Что делает в гневе человек, который может управлять гневом (обсудите виды разрядки напряжения через двигательные упражнения, тяжелую работу, спорт);

    -    Что делают мама или папа, когда они в плохом настроении и сильно возбуждены. Найдите совместно с ребенком конструктивные способы выражения гнева, подходящие именно для него.

    В. Провоторова, Е. Токарева,
    психологи центра «Радуга».


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Папа – праздник, мама – цербер
    342 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Кому нужен школьный проект
    403 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Где заканчивается родительская ответственность
    361 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Обозвали нищебродом
    1158 1
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Раздражает родная дочь
    442 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Тянули дочь в науку
    598 0
    "Навигатор" № 37 (1459) от 20.09.24

    Популярное