Чужой среди своих
Чужой среди своих
Мой сын учится в шестом классе. Его постоянно задирают одноклассники. В школу идет чуть ли не со слезами. Муж считает, что ребенок уже большой, должен сам за себя постоять, сам разбираться со своими проблемами, а я своими утешениями его порчу, не даю собраться с силами, выращиваю маменькиного сыночка. Кто из нас прав и как помочь сыну?
Если бы у сына были силы и возможности справиться с происходящим, то скорее всего подобная ситуация и не возникла бы, либо вы о ней не узнали. Однако проблема есть, и ребенок страдает, явно не имея сил, чтобы ее самостоятельно решить. Он обращается к самым близким ему людям – родителям, в надежде получить помощь. А получает отторжение с пренебрежительным подтекстом: не справляешься – не мужик, маменькин сынок. Ребенок переживает двойное отвержение: сначала в школе, а затем дома. Такая родительская политика усиливает напряжение, в котором находится мальчик. Получается, что у него нет места, где можно расслабиться, быть принятым таким, какой ты есть.
Чтобы помочь сыну, нужно дать ему понимание и поддержку. Еще важнее помочь разобраться, что стало отправной точкой гонений и что нужно для изменения ситуации.
Способствовать лучшему пониманию происходящего может спокойный доверительный разговор. Ребенку необходимо отделить факты – то, что видят глаза и слышат уши, от того, как ситуация оценивается им самим и другими. Например, он может говорить, что его ненавидит весь класс. Однако если попросить перечислить всех «ненавидящих» поименно, то выяснится, что это определенная (и, зачастую, небольшая) группа детей. Осознание этого простого факта может существенно повлиять на эмоциональный настрой ребенка, помочь успокоиться.
Можно предложить сыну взглянуть на ситуацию глазами его врагов: что видят они, что думают о происходящем, чего хотят добиться своими действиями. Исходя из этих предположений, можно решить, что противопоставить видению этих ребят, как убедить их, что для достижения цели есть другие пути.
К сожалению, иногда пересмотра взглядов мальчика недостаточно для разрешения конфликта. Так бывает, если история тянется давно, и никто уже не помнит, почему в классе так принято. Другой вариант: сложившаяся ситуация – плод чьих-то властных амбиций, а не неприязни к конкретному ребенку. В этом случае без деятельного участия родителей не обойтись.
В первую очередь нужен разговор с классным руководителем. Знает ли он о нападках на мальчика? Педагог должен стать вашим союзником в вопросах помощи ребенку. Если в школе есть психолог, не будет лишним обсудить происходящее и с ним. Школьный психолог – человек внутри ситуации, он сможет взять класс, где учится сын, на особый контроль: понаблюдать за развитием событий и провести коррекционную работу, которая сплотит класс, позволит детям освоить новые модели взаимодействия.
Не стоит оставлять ребенка один на один с его школьными проблемами. Если он не может с ними справиться, значит, ему не хватает ресурсов, опыта, сил. Родительское игнорирование не добавит ни первого, ни второго, ни третьего. В то же время тактичная и своевременная помощь укрепит доверие к родителям, что важно в преддверии подросткового возраста.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии