• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 00:36 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Человек – для движения вверх!

    Человек – для движения вверх!

    Человек – для движения вверх!

    Недавно объявили автора Тотального диктанта – 2023. Им стал дальневосточный прозаик Василий АВЧЕНКО. Писатель ответил на вопросы нашего корреспондента.

    Василий Авченко – писатель, биограф, журналист. Родился в 1980 году в Иркутской области. Окончил журфак Дальневосточного госуниверситета. Автор книг «Правый руль», «Глобус Владивостока», «Кристалл в прозрачной оправе», «Владивосток-3000» (в соавторстве с Ильёй Лагутенко), «Фадеев». Участник сборников прозы «Дюжина слов об Октябре», «Как мы пишем». Лауреат премии им. Кормильцева, входил в шорт-лист премий «Национальный бестселлер», «НОС», Бунинской премии. Живёт во Владивостоке.

    – Можно ли назвать предложение стать автором ТД неожиданным? Был ли раньше опыт участия в диктантах?

    – Можно. Но предложение принял сразу – о чём тут думать? Несколько раз сам писал диктант, получал пятёрки и четвёрки (когда Владивосток в первый раз присоединился к акции, даже стал единственным в городе отличником). Пару раз диктовал.

    – Почему решили, что текст диктанта будет о писателе Арсеньеве, умершем без малого век назад?

    – Арсеньев со мной с детства: «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала». Мои родители – геологи, с ними с младых ногтей ходил по арсеньевским тропам. Кроме того, в этом году – 150 лет со дня рождения Арсеньева. Фигура очень важная: он учёный широчайшего профиля, незаурядный философского склада прозаик, которого мы порой не видим за его «краеведческим» имиджем, а то и вслед за Горьким считаем, что он объединил в себе Купера и Брема. Арсеньев подзабыт, «локализован». Я считаю, несправедливо. Патриот, интеллигент, пассионарий… Он и сам мог бы стать героем увлекательного и умного романа.

    – В чём актуальность тезиса «Грамотно писать – важно»? Ведь смайлики неплохо передают гамму эмоций...

    – А в чём актуальность тезиса «Быть умным – важно»? «Быть образованным – важно»? «Быть человеком – важно?». Смайлики – штука хорошая, если рассматривать их как дополнительное выразительное средство при переписке в мессенджерах. Естественно, я их постоянно использую. Но можно понимать их и как свидетельство примитивизации письменной речи, возвращение к традициям наскального письма, архаизацию мышления. Язык – тончайший, совершеннейший, богатейший инструмент. Любой мастер, чем бы он ни занимался, стремится к тому, чтобы овладеть своим инструментом, будь то кувалда или виолончель, в совершенстве. Язык – инструмент всеобщий. Естественное стремление нормального человека – владеть языком на высоком уровне. Иначе теряются тончайшие нюансы, в детали пробирается тот самый дьявол. При этом я отнюдь не отношусь к «граммар-наци», не абсолютизирую всеобщую тотальную грамотность. Допустим, Лимонов писал не очень грамотно, но зато блестяще (пока не расхотел), и сколько же подобных примеров можно привести! Равно как и обратных: иной человек пишет грамотно, гладко, но скучно, неинтересно.

    В любом случае стремление к грамотности – это стремление вверх, к усложнению, к более высокой организации (в данном случае – речи). Человек и создан для движения вверх.

    – Как пришли к сотрудничеству с серией «ЖЗЛ»?

    – Лет десять назад заинтересовался фигурой Александра Фадеева. В школе прошёл мимо него. А когда неожиданно перечитал «Разгром», оказался невероятно впечатлён. Стал интересоваться его творчеством, познакомился с его интереснейшими письмами. Понял, что это был незаурядный человек с трагической судьбой: партизан, глава Союза писателей, а в конце концов самоубийца. Решил написать фадеевскую биографию. О нём уже был том в «ЖЗЛ» – и вполне добросовестно написанный в 1989 году Иваном Жуковым. Но прошло 30 лет, сменилась эпоха, наши взгляды на разные вещи. В советские годы Фадеев считался классиком, а в постперестроечное время про него говорили: монстр, руки по локоть в крови. И я захотел честно, взвешенно написать о нём. Не скрываю, что выступил его адвокатом. Понятно, что Фадеев не святой. Но и не могло быть святых в то время и на тех должностях, что он занимал!

    – Почему застрелился Фадеев?

    – Был комплекс причин. Когда-то меня страшно возмутили объяснения типа «Фадеев испугался мести вышедших из лагерей людей, отправленных им туда». А на самом деле он многих сумел вытащить из ада ГУЛАГа! Внёс Гайдара в списки награждаемых орденами, чем спас его от неминуемой опалы…

    В 1956 году всё наложилось: и глубокая депрессия, и подорванное здоровье. Несколько месяцев писатель не употреблял алкоголь – лечился. Были проблемы и в личной, и в семейной жизни. Фадеев стал сильно ощущать свою творческую несостоятельность, будучи в 54 года автором, по сути, только двух книг – «Разгром» и «Молодая гвардия». Ещё один важный момент – потеря авторитета: на Фадеева Сталин находил время, а вот Хрущёв с Маленковым нет. Его письма в Кремль с предложениями смягчить требования к людям искусства прятались под сукно. Известнейший человек всю жизнь наступал на горло собственной песне ради общественной и партийной работы – и вдруг оказался никому не нужным.

    – Как долго шла работа над этой книгой?

    – Несколько лет. Информации о Фадееве – море. Хотелось прочесть всё, что смогу найти. Испытал на собственной шкуре: писать про известного человека – большая ответственность. Влезать в чужую судьбу, расставлять в ней свои акценты – очень непросто. Закончил книгу, предложил её в серию «ЖЗЛ» – и она вышла. Вскоре после этого познакомился с внучкой Фадеева Марией, архитектурным критиком. Она приезжала во Владивосток, мы встретились, пообщались. Если будет переиздание книги – есть чем дополнить.

    – А много ли нынче удачных жизнеописаний?

    – Немало. «Непохожие поэты» и «Подельник эпохи: Леонид Леонов» Захара Прилепина, «Катаев» Шаргунова, все три биографии, написанные Данилкиным, – о Ленине, Гагарине, Проханове. Это самые интересные жизнеописания, на мой взгляд. Я вот задумался, не написать ли мне об Арсеньеве. Жаль, нет полного издания его произведений.

    – Есть ли у вас авторское кредо? Согласны с фразой Искандера: «Надо уметь молчать, когда не пишется»?

    – Никаких жизненных девизов не имею. А с нашим классиком солидарен, тоже не люблю пустословия. Каждая денежная купюра должна обеспечиваться золотом, иначе неизбежна девальвация. Вот и в литературе за каждой фразой должна стоять невозможность её не сказать.

    – В сборнике «Как мы пишем», в эссе «Размышления на дальневосточном гектаре», вы утверждаете, что интонация важнее содержания. Готов поспорить!

    – Я написал следующее: «Интонация – главное действующее вещество художественного текста, она главнее содержания, ведь любой сюжет можно пересказать несколькими предложениями». Но это действительно так: в эпоху переизбытка информации факт как таковой становится менее ценным, нежели пространство между строчками и буквами. Нынче высоко ценится такой авторский эксклюзив, как мысль, эмоция, стиль.

    – А носитель текста – бумага или электронное устройство – для вас имеет значение?

    – Пусть это будет что угодно! Главное, чтобы не исчезла практика чтения, которая просто необходима для поддержания и развития человеческого мышления.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из личного архива В. Авченко

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    365 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    437 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    341 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1211 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    448 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное