Чего боятся дети?
Чего боятся дети?
Чего боятся дети?
Вы помните свои детские страхи? Домовой под кроватью, бабайка в чулане, угроза ядерной войны... Диапазон страхов велик: от боязни сказочных существ – до реальных природных явлений, таких как гроза или землетрясение. От ужаса перед замкнутым пространством – до боязни показаться смешным в глазах окружающих.
«У меня в шкафу живет чудовище», – шепотом делится пятилетний малыш. «Мне страшно отвечать у доски», – переживает третьеклассница. «Мой сын боится собак», – жалуется мама школьника. Как часто к нам в психологический центр обращаются дети и взрослые с подобными проблемами. А бывает и так, что дети не признаются в своих страхах, но опытный психолог заметит их проявление в рисунках ребенка, увидит их отражение в детских играх. Родители задают вопросы: стоит ли бороться с детскими страхами, и если да, то как помочь своему трусишке? Имеют ли страхи какой-либо смысл и что за ними стоит?
Функция страха – защитить от излишнего риска, увести от опасности. Воспитывать ребенка, который совсем ничего не боится, а потому способен на любое безрассудство – не лучшая перспектива. В этом смысле боязливый ребенок причиняет родителям гораздо меньше волнений. Он осторожен, с ним реже происходят несчастные случаи. Но беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом, мешающим ребенку жить, размыта. Страхи могут разъедать душу и вызывать различные расстройства: тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, замкнутость.
Для того чтобы лучше понимать тревоги своего ребенка, необходимо знать возрастную динамику страхов. Первые осознанные страхи (боязнь животных) наблюдаются уже после 2-3 лет. Примерно с 4 лет возникает боязнь перед сказочными существами. Развитие самостоятельности и фантазии от 3-х до 5-ти лет порождает воображаемые страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства. Как правило, ребенка пугает то, что скрывается за этим. Детская фантазия населяет темноту монстрами, вампирами и другими страшными чудовищами. В 5-7 лет появляются страхи потусторонних сил. Это возраст, максимально насыщенный страхами. Ведущий из них – страх смерти, особенно у чувствительных и впечатлительных детей. Типичные страхи – снов, животных, огня, войны, болезни или смерти родителей, нападения, темноты, сказочных героев. В 7-11 лет общее количество страхов падает. В школьном возрасте появляются свои страхи, это может быть страх посещения школы, страх диктантов, боязнь учителей, оценок, замечаний. Неслучайно многие психологи используют в своей работе специальный тест школьной тревожности Филлипса. От 11 до 16 лет основным страхом является страх не быть собой. В его основе лежит противоречие этого возраста: желание сохранить свою индивидуальность и в то же время быть в группе, быть «как все». Здесь страхи делятся на две группы: природные (смерти, боли) и социальные (одиночества, людей, наказания, несправедливости, осуждения).
Практика показывает, что страхам наиболее подвержены чересчур опекаемые дети. Мир представляется им грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый их шаг? Как правило, такие родители сами тревожны, так страхи «передаются по наследству». Поразительно, но на встречу родительского клуба на тему «Детские и подростковые страхи» пришли тихие, робкие родители, стесняющиеся задать вопрос, рассказать о своей ситуации.
Но любой родитель при желании может помочь сыну или дочери справиться со страхом. Отнеситесь к тревогам ребенка (подростка) серьезно, не стоит смеяться над ним, укорять («как тебе не стыдно, ты уже большой»), это может только усилить негативные переживания и подорвет доверие к вам. Попытайтесь прояснить, что именно пугает ребенка (важны детали: размер собаки, порода и другое, а не собака вообще). Можно нарисовать страх и подобрать юмористический контекст для пугающей ситуации или страшного персонажа (смех побеждает страх). Например, привидение украшается бантиками, косичками и т.п. Еще один из способов победы над страхом – перевести ребенка в сильную позицию: «Чудовище злое, потому что голодное, о нем никто не заботился; оно не умеет общаться, прячется в темноте, боится людей. Помоги ему, позаботься о нем» (рисунок, рассказ). Подобные приемы часто помогают не только малышу, но и подростку. Ведь страх может вызывать как воображаемый персонаж, так и реальные люди. Так «злодеем» может представляться старший подросток или учитель, принимающий экзамен.
Исключите ситуации, провоцирующие страх: душное помещение, страшные фильмы перед сном, тесная одежда и т.д. Сами никогда не пугайте ребенка – «придет Бабай (дядя-милиционер, соседка и т.п.), если не будешь спать». Способствуйте повышению его самооценки, развитию успешности. Если страхи повторяются, обратитесь к специалисту. При работе с тревожными детьми психологи используют образы воображения в символдраматическом подходе, работу с рисунками и песком в арт-гештальт подходе, а также другие современные психологические техники.
Е. Токарева, В. Провоторова,
психологи центра «Радуга».
Комментарии