Буйная или стеснительная
Буйная или стеснительная
Летом я дочь водила в сад на полдня, осенью пошли на полный. Немного поплакали, но сейчас она ходит нормально, рассказывает про друзей.
Раньше в 1,5-2 года была бесстрашной, смелой: везде лезла первой, разговаривала с незнакомыми. Сейчас, если едем в гости, где есть и ребёнок, ведёт себя нормально, а в саду всё время взгляд отрешённый и пальцы во рту. В сентябре она немного грызла ногти (видимо, из-за стресса), потом вроде бы прошло. Часто, когда прихожу за ней в сад, говорит: «Мам, попроси мне водички» или «Катя мою куклу взяла, пойдём вместе заберём».
Среди сверстников она молчаливая, замкнутая, а дома буйная. Папе говорит (а он строгий, не сюсюкает): «Уходи обратно на работу». Бабушка считает, что дочь такая скромная, потому что мы её завоспитывали. Но ведь если бы это было так, она бы и дома боялась слово сказать. Почему так происходит? Что с этим делать?
На первый вопрос можно только строить предположения. Например, девочка по каким-то причинам не вникает в структуру садовских правил, следовательно, испытывает чрезмерное для её нервной системы напряжение, поэтому и замыкается, экономит ресурсы, а дома идёт вразнос. Другой вариант – бурная, не исключено, что затянувшаяся, проверка границ допустимого. Ребёнок ставит социальные эксперименты, проверяет: так можно? А вот так? Уйдёт папа обратно на работу, если ему сказать об этом? Осознание волшебной силы слова «можно» сюда, кстати, тоже хорошо укладывается.
Всё, что вы рассказываете, вполне вписывается и в возрастные особенности среднего дошкольного детства. Но предпринять шаги, чтобы не зафиксировать нежелательные модели поведения, стоит. Учите ребёнка общению, умению играть с другими детьми и ладить с чужими взрослыми. Кто-то осваивает это автоматически, будто само собой. В случае вашей девочки этого не произошло, и ей нужно помочь.
Для развития навыков общения подходят детская площадка, песочница, парк, любые места, где собираются малыши со своими родителями. Здесь можно плавно превратить своего ребёнка из пассивного наблюдателя в активного участника игр. Для этого необходимо некоторое время сопровождать дочь, помогая ей осуществлять все этапы взаимодействия с окружающими: от выявления собственного интереса (хочу играть вот с этой девочкой) до поддержания отношений.
Постепенно под руководством взрослого у малыша развивается умение понимать другого человека, согласовывать с ним свои действия, подчинять их общей цели. Если мама будет рядом, начнёт побуждать к активным действиям, при трудностях помогать, а при удачах хвалить, ребёнок станет более общительным, уверенным в себе, приобретёт навыки совместной деятельности.
Самому взрослому не стоит стесняться находиться рядом: вы не ведёте себя глупо, по-детски, а осуществляете важную миссию по социализации. Мама может организовать интересную игру, пригласить гостей домой, если есть понимание, что ребёнку этого хочется, а ресурсов сделать самому пока не хватает. Ведь интуитивно дочь нечто подобное вам и предлагает.
Одновременно преодолевать стеснительность можно с помощью тренировки, формируя такие ситуации, где девочка может попробовать свои силы. Здесь важно соблюдать принцип «от простого к сложному» – вначале давать задания, с которыми она точно справится. Например, когда вы вместе находитесь в магазине, попросите её что-нибудь самостоятельно купить; когда у вас гости – попросите накрыть на стол; когда гуляете там, где есть другие дети, помогите с ними познакомиться. Пусть ребёнок почувствует, что он может самостоятельно делать многие вещи и при этом не происходит ничего страшного. Необходимо, чтобы у дочери накопился позитивный опыт поведения в разных ситуациях.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото с сайта youthmaturity.ru
Комментарии