Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: «Мы излишне политизированы»
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: «Мы излишне политизированы»
1-2 июня в киноцентре «Победа» наш земляк представил свой новый фильм «Нелюбовь», незадолго до этого награждённый спецпризом жюри в Каннах. Таким образом, все пять полнометражных картин Звягинцева удостоены наград крупнейших европейских кинофестивалей.
После одного из сеансов кинорежиссёр ответил на вопросы журналистов.
– Почему решили снять кино именно на тему нелюбви?
– Не ты выбираешь тему – она находит тебя. И я никогда не задумывался: не пора ли снять кино о разобщённости в семье? Хотя действительно несколько лет мечтал сделать фильм о супругах в предразводном состоянии. Мне не давал покоя знаменитый сериал Бергмана (1972 год). По настоянию американских продюсеров свой шедевр – 6 вечеров по 48 минут – режиссёр превратил в фильм «Сцены из супружеской жизни», и хронометраж картины сократился до 4-х часов. Практически всегда на экране только два человека – а оторваться невозможно! Пожалуй, «Нелюбовь» можно считать своеобразным приветом мастеру.
Снимаю кино о том, что меня беспокоит. Каждый день вижу, как живут россияне, и мучаюсь вопросами: что с этим делать, можно ли что-то изменить в лучшую сторону, сколько можно жить в ненависти и тотальной разобщённости?
В нашей картине – захламлённое избыточной информацией постиндустриальное общество индивидуумов, каждого из которых мало интересует другой. Тут каждый сам за себя. Эта история болезненно коснётся каждого, кто будет готов признать в себе наличие пусть незначительной, пусть даже крохотной территории нелюбви.
– Фильм не даёт точного ответа на вопрос, что же случилось с пропавшим мальчиком…
– А конкретика в этом случае меня волновала меньше всего! Зритель ждёт, чтобы ему всё разжевали. А ведь главное – то, что произошло внутри персонажей в данных обстоятельствах, о чём они поговорили сами с собой. Придя в морг, герои готовы ко всему: они уже прошли свои круги внутреннего ада. И этот эпизод в картине – про отчаянье. Потерять ребёнка – это действительно страшно. Вот только вскоре выяснится, что герои не сделали никаких выводов, никак не изменились после трагедии. Человек вообще крайне редко меняется, вращаясь в своей круговерти. Работа над собой присуща далеко не всем.
– В финале фильма разведёнка Женя – в спортивном костюме с надписью «Russia». Ваш режиссёрский месседж в том, что Россия-матушка не любит своих детей?
– (После долгой паузы). Отвечу так. Кино всегда даёт повод для размышления. И каждый сам интерпретирует и анализирует увиденное на экране. Я бы не хотел прямых зрительских аналогий. Мой новый фильм – не брошенный камень в Россию. Хочу, чтобы после похода в кино зритель вернулся домой и обнял своих родных и близких. А спортивный костюм – всего лишь примета времени, когда мы радовались успехам на Олимпиаде в Сочи.
– С учётом сложной международной обстановки возможно ли российскому фильму в ближайшие годы получить Золотую пальмовую ветвь в Каннах?
– Если намекаете на некую предвзятость со стороны жюри… У меня язык не повернётся сказать что-то подобное! Педро Альмодовар и его коллеги – люди искусства. Они не оценивают кино с точки зрения того, где и кем оно сделано. Уверен на 100%. В этом году в конкурсе кинофестиваля в Каннах участвовали 19 картин, из них 12 не получили вообще ничего! Так что спецприз жюри – наша огромная победа. Этой же награды удостоены великие фильмы «Седьмая печать» Бергмана в 1957-м, «Приключения» Антониони в 1960-м.
Мы излишне политизированы, в этом наша беда. И забываем, что искусство – единственная территория сближения стран и народов. Не считаю свои фильмы публицистичными, хоть ты тресни! Вот уже лет восемь, как не смотрю телевизор – от слова «совсем». И когда наш редактор подобрал телесюжеты февраля 2015 года о событиях в Дебальцево, я был в шоке. Неужели это можно смотреть ежедневно?
– Не хотите попробовать себя в комедии?
– Общеизвестно, что советскими режиссерами был выработан эзопов язык в кино. Но сегодня, пока есть возможность говорить о наболевшем впрямую, буду снимать фильмы так, как привык, как умею.
– И что же у вас в режиссёрском портфеле?
– Есть три идеи. Хочу снять фильм о первых днях христианства в Киевской Руси в 1015 году. Вторая идея – цикл киноновелл про Великую Отечественную: блокадный Ленинград, Бабий Яр. Третий замысел связан с Древней Грецией. Все проекты высокобюджетные. Сценарии готовы давным-давно, но на запуск какой-либо из этих картин пока нет средств. Ничего, подождём.
– Знакомитесь ли со зрительскими отзывами на ваши фильмы в интернете?
– Начнём с того, что меня нет в соцсетях. Абсолютно нигде! Вообще стараюсь не читать ничьи отзывы – «Левиафан» отучил. Реакция на «Нелюбовь» в Новосибирске – у всех разная. Кто-то выходит из зала с глазами на мокром месте, а кто-то обвиняет меня в очернительстве России, жители которой представлены одноклеточными существами.
Я кинорежиссёр и знаю, что делаю. Мне не нужна неконструктивная злоба. А в сети её слишком много. Поэтому никак не участвую в продвижении своих картин – это дело продюсера.
– «Нелюбовь» снята на частные деньги?
– Да, на этот раз ни Минкульт, ни Фонд кино не дали ни копейки. Мы не просили, а нам не предлагали. В общем-то, я рад такому повороту. Никто не сможет упрекнуть меня в том, что средства налогоплательщиков потрачены зря. Все мои фильмы сняты на частные деньги. Единственное исключение – «Левиафан», производство которого на треть профинансировано государством. Так что «Нелюбовь» – это полностью международная копродукция с участием европейских партнёров и российского продюсера Глеба Фетисова с компанией FetisoffIllusion. И ещё до старта съёмочного периода наша картина установила российский рекорд по количеству продаж международных прав на прокат на зарубежных территориях.
– Едва ли не впервые в отечественном кино в числе персонажей появились поисковики…
– Прообразом поисково-спасательного отряда «Вера», задействованного в поисках пропавшего Алёши Слепцова, стал реально существующий в России ПСО «Лиза Алерт». Его сотрудники выступили консультантами проекта в области организации и проведения поисковых мероприятий, предоставили часть оборудования – средства навигации и мобильный штаб ПСО. В обмен на эту помощь после окончания работы над фильмом мы передали «Лизе Алерт» обмундирование поисковиков: тёплую одежду, обувь, оранжевые жилеты и куртки.
Чтобы роли поисковиков исполняли профессиональные актёры, не массовка, организовали отдельный кастинг, в нём приняли участие более 200 актёров. Отобрали 30 человек.
После выхода картины прочитал любопытную фразу о наших поисковиках: «На останках великой империи ангелы в оранжевом ищут остатки человеческой души». Я бы сказал о них проще: «Эти люди – герои. Настоящие. Без каких либо натяжек».
Юрий ТАТАРЕНКО, фото автора
Комментарии
В 1990-м году вышел документальный фильм Станислава Говорухина "Так жить нельзя", где самым неприглядным образом с жесточайшей критикой власти и "оголяя и обнажая всю нашу мерзость, гадость, низость, скотство" показаны тогдашние реалии жизни в стране. Советую посмотреть, если кто-то не видел. И что же? Объявили фильм "непатриотичным"? Навесили на Говорухина ярлык "пятая колонна"? Ничего подобного! Встретили с восторгом, ужаснувшись при этом, как живёт страна! А сам Говорухин получил "Нику", аж, в трёх номинациях. Кстати, сейчас Говорухин является одним из наиболее приближенных к действующей власти, и ни у кого язык не повернётся назвать его "предателем" и т.п.
Так зачем же переворачивать всё с ног на голову, и выводить всё в чисто политическую плоскость, совершенно безосновательно? Реалии, в которых мы живём, ещё хуже, чем показывают в своих фильмах Звягинцев, Быков и другие честные режиссёры. В этом можно легко убедиться, проследив за ежедневными новостями. Тем не менее, с лёгкой руки "квасных патриотов", им навешиваются ярлыки и голословные обвинения в "предательстве"... Глупость и ложь несусветные! Именно они и являются настоящими патриотами, т.к. переживают за родную страну и её людей! Предатели же те, кто довёл жизнь людей в стране до скотского состояния!
В этой связи вспомнился к/ф "American beauty" (топорные переводы на русский не признаю), где, по аналогии, демонстрируется кризис в типичной американской семье.
Что-то я не припомню, чтобы критики называли его "анти-американским", а режиссера Сэма Мендеса - "пятой колонной". Наоборот, американцами широко обсуждалось, в каком циничном обществе они живут, и что нужно сделать, чтобы это изменить. Почувствуйте разницу, как говорится...
Фильм был удостоен в 1999 "Оскара", как лучший фильм года, за лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий, в числе прочих.
Вот что пишут зарубежные СМИ о нашей стране после просмотра фильма «Нелюбовь»: «жестокая драма о потерявшей душу стране», «рассказ о стране, в которой любви нет места», «Россия — это место, где семьи умирают», «это беспощадный портрет эмоционально, этически и физически опустошенной страны».
Что-то подсказывает мне, что прокатная судьба этого фильма в России будет незавидной и весьма успешной – за рубежом. Ведь зарубежным спонсорам надо «отбить» свои деньги. И с режиссёром они не ошиблись…