Анатолий Кулик: «Просто мне интересно!»
Анатолий Кулик: «Просто мне интересно!»
Анатолий КУЛИК: «Просто мне интересно»! Именем мастера спорта по водному туризму, многократного чемпиона СССР Анатолия Кулика, кругосветного путешественника на надувном катамаране собственного производства еще с 2006 года пестрят все российские СМИ. Многое из того, что о нем написано, – сущие небылицы. Капитан Кулик терпеть не может модное слово «экстрим» и не только не пишет, но и не читает о себе многочисленных детективных историй про пиратов и акул, которыми кишит Интернет. Его интересы лежат совершенно в другой плоскости, очень далеко от мифотворчества. Пользуясь тем, что этот человек – наш земляк и житель Советского района, «Навигатор» решил дать читателям возможность получить о нем и его путешествиях информацию из первых рук.Встреча с интересным человеком - >>>
Именем мастера спорта по водному туризму, многократного чемпиона СССР Анатолия Кулика, кругосветного путешественника на надувном катамаране собственного производства еще с 2006 года пестрят все российские СМИ. Многое из того, что о нем написано, – сущие небылицы. Капитан Кулик терпеть не может модное слово «экстрим» и не только не пишет, но и не читает о себе многочисленных детективных историй про пиратов и акул, которыми кишит Интернет. Его интересы лежат совершенно в другой плоскости, очень далеко от мифотворчества. Пользуясь тем, что этот человек – наш земляк и житель Советского района, «Навигатор» решил дать читателям возможность получить о нем и его путешествиях информацию из первых рук.
Излюбленное выражение федеральной и местной прессы «Кулик пересек океан на самодельном катамаране» звучит очень забавно, словно судно собиралось дома на коленке. Но уровень производства катамаранов фирмы «Кулик» сегодня не имеет равных не только в России, но и в мире. Ведь за один этап кругосветного путешествия катамаран Кулика проживает более 10-15 лет хождений по Обскому морю, после каждого возвращения эволюционируя в конструкции.
Первый свой парусный «надувастик» Анатолий Кулик построил в 1982 году. Со временем хобби переросло в любимую работу, и с 1990-го он всерьез занялся производством надувных катамаранов. В тот же год вместе с краснодарскими друзьями стал первопроходцем непальских рек. Незадолго до этого он организовал регату «Обское море» (гонка 160 км), а с 2006 года она превратилась в чемпионат России, который в этом году будет проводиться с участием москвичей и питерцев. Однако хождение по Обскому морю, Байкалу, Балхашу, Азовскому и Черному морям скоро перестало представлять интерес для опытного спортсмена, и тогда его выбор пал на океан.
Первое большое путешествие Кулика длиною в 7 тыс. км проходило с декабря 2006-го по февраль 2007 года. Точкой старта для группы из пяти человек стало восточное побережье Аравийского полуострова (ОАЭ), затем Оманский залив вдоль побережья Омана, Аравийское море к Лаккадивским и Мальдивским островам, южная оконечность полуострова Индостан (Индия) с огибанием Шри-Ланки, Бенгальский залив до Андаманских островов (Индия) и, наконец, переход через Андаманское море с финишем в Таиланде. Как и во всех последующих походах, его целью была проверка на выносливость себя и судна. Кроме капитана из Новосибирска, а точнее из Академгородка, был еще штурман, медбрат и радист экипажа в одном лице – сотрудник Института автоматики СО РАН, золотой призер чемпионата СССР по велотуризму (1990) и чемпион России по горному туризму (2004) Юрий Маслобоев.
Во время путешествия команда впервые столкнулась с проблемами совершенно иного масштаба. Океан оказался абсолютно пустынным, почти как космос. Экипаж подолгу не встречал никого, кроме дельфинов и акул, и любая серьезная поломка могла стать последней. Волны играли судном весом 350 кг, как щепкой, и ближе к Индии оно развалилось настолько, что каркас пришлось переделать почти полностью. Два месяца пять взрослых мужчин находились на маленьком пространстве 15 кв. м, где уединиться было просто негде. Одежда и спальники пропитались солью и постоянно впитывали морскую влагу, от которой воспалялись кожа и особенно раны, а днем нестерпимо палило солнце. В свой второй поход 17 февраля 2008 года А. Кулик с двумя товарищами стартовал с острова Пхукет (Таиланд) и через 50 суток финишировал в порту Фуджейра (ОАЭ), по пути посетив Шри-Ланку, Мальдивы и Гоа. На этот раз путешествие прошло нормально, трудности носили плановый характер.
В путешествии с января по март 2009 года трехэтажные штормовые волны, то проглатывающие судно, то скидывающие его с высоты гребня, и даже бесконечная пустота не вызывали у членов экипажа ни удивления, ни страха. Путь протяженностью 2500 км лежал от Гоа (Индия) на Сейшельские острова через Мальдивы. По словам Анатолия Кулика, для членов экипажа этот переход стал уже не очень большим скачком в развитии.
– Не штормы и не акулы, а величие и безбрежность открытого океана, его невообразимая, просто несусветная мощь, в которой ты совершенно один, – вот реальная психологическая проблема для человека и в то же время это огромная сила притяжения, – объясняет Анатолий Павлович. – Безвыходность и невозможность причалить или сойти с дистанции можно для понимания сравнить с бесконечно длинной узкой горной извилистой дорогой, зажатой между каньонами, при условии, что нельзя ни снизить скорость, ни остановиться, независимо от того, есть у тебя силы ехать дальше или нет. Я иногда по 15 минут на вахту вставал – то ли сплю, то ли нет. Но для того и шли в этот поход люди, которые много раз уже проверяли себя на излом. Если ты висел при –35 на высоте пять тысяч метров и ждал рассвета, чтобы лезть дальше, то к океану ты готов. Команда прошла огонь и воду.
– Но даже им все-таки было страшно?
– Ну, конечно, бывает страшно. Но ко всему привыкаешь. И потом во время бешеных штормов некоторые умудрялись спать или еду готовить. А почему нет, если точно знаешь, что судно выдержит? Главное, чтобы люди выдерживали. Ведь дело не в том, страшно тебе или нет, а в том, что ты собой представляешь, к чему готов и насколько осознаешь имеющиеся опасности. Человеку, который впервые приезжает кататься на горных лыжах, кажется самым страшным спуститься с вершины. Но тот, кто легко и просто спускается с нее, гораздо лучше осознает опасность свернуть шею, никуда особо не поднимаясь. Это с таким же «успехом» можно сделать в самом низу, на маленькой горке. Когда мы в первый раз вышли в океан, оказалось, что к половине опасностей мы не готовы, а половина из тех, к которой готовились, оказалась мнимой. Вообще океан сам по себе не опасен – большей частью это надуманные страшилки. Самую большую опасность представляет человек, управляющий судном. Или, как говорят водители, «прокладка» между рулем и автомобилем. Автомобиль не опасен, и шоссе не опасно, а на дорогах Новосибирска каждый день уходят две жизни и еще десять человек остаются калеками. А вообще, никакие ужасы не сравнить с административными препонами при выезде. Поэтому, когда спустя неделю бесконечных формальностей и убеждений в том, что твой катамаран – не бомба и не оборудование для нефтедобычи, ты, наконец, отчаливаешь от берега – это ни с чем не сравнимое ощущение свободы.
– Вы ведь живете один с детьми. Они сильно за вас переживают, когда вы в океане?
– Переживают, конечно. Но еще больше я за них. Кошка с дому – мышки в пляс.
– Некоторые полагают, что для вас эти тысячекилометровые походы что-то вроде пиара для продажи катамаранов.
– Это большая глупость. Пиар-акция стоимостью полмиллиона это, извините, у компаний совершенно с другим уровнем доходов и продаж. Рынок достаточно узкий – самые большие соревнования на парусных катамаранах набирают в России 50 судов, с учетом того, что участвовать в них может любой желающий. Стоимость прогулочного катамарана (типа «семейного») – около 180 тысяч рублей. Делаются они поштучно под заказ, чтобы ничего лишнего на складе не лежало в ожидании покупателя. Это же не массовое производство, и мне пиар-то не особо нужен – я ведь с большим потоком не справлюсь. Такие катамараны, как мой SibCat – это штучный товар, и им надо заниматься. Когда меня нет в фирме, а мое судно пересекает океан, продажи, наоборот, падают. Вот сейчас я вернулся, и дела резко пошли в гору.
– Значит, для вас эти путешествия носят чисто спортивный интерес?
– Вовсе нет. Это уже не спорт, а настоящая проверка на все сразу для человека, который хочет добиться совершенства в духовном и физическом плане. В любой ситуации уметь терпеть и тянуть лямку вместе со всеми, не впадать в панику. Пережить все это не так просто, поэтому один участник на сей раз все-таки сошел с дистанции. В палатке температура выше +50, в тени паруса, которой почти не бывает на экваторе, +38. Вначале некоторые говорили: «Все ночные вахты беру на себя», но уже через два дня пути эти слова вспоминали, посмеиваясь, а без одной минуты до конца своей вахты тебя растолкают и посадят рулить. Спросите у альпиниста: зачем он карабкается на Эверест? Он тоже вам не ответит ничего такого, что бы вас устроило. Потому что ответ один – лично ему это надо, понимаете? Какая мотивация была у Амундсена? Всегда находятся такие «дураки», которым не интересно, например, просто кататься с горы. И вот они находят вертолет и летят на какие-то суперскалы, чтобы прыгнуть с них на бешеной скорости. Это запредел. Стоит миллионы рублей, и мотивацию вы никогда не поймете.
– Может, этим людям нужен настоящий экстрим?
– Не понимаю это слово. Пару веков назад все ездили верхом на лошадях. Графиня прыгала на коня и ехала на охоту, а теперь это экстрим. Модное затертое бессмысленное слово, которое для каждого значит свое, и до его появления в языке не было в нем нужды. Для домохозяйки экстрим – заехать прогуляться чуть подальше дачи. А поспать в палатке – уже и вовсе подвиг самоистязания. А другая домохозяйка, тоже из Городка (Ольга Маслобоева) объездила на велосипеде всю Европу, а потом Гималаи и Памир. Людям это настолько надо, что они выкручиваются, ищут средства, спонсоров. Нынче с деньгами было туговато – нам помогла «Экспедиция». Следующим этапом мне очень хочется пройти вокруг Африки. Там сложнейшие течения, место зарождения тайфунов, которое считается бермудским треугольником Индийского океана. Даже для лучших яхтсменов этот путь считается поистине матерым. И команду буду подбирать из людей с колоссальным опытом, и, скорее всего, из тех, с кем уже ходил раньше.
– Сложность каждого этапа увеличивается. Самоутверждение или попытка победы над природой?
– Да бог с вами, откуда эти сентиментальности? Мне 53 года. Самоутверждение – это для сопливой молодежи. Хочется все дальше и больше. Мы планировали эти путешествия около десяти лет, тщательно готовились. Для них и строил свой первый катамаран, и еще долгие годы испытывал его и собирал другие модели. Да и сейчас вся конструкционная эволюция моего судна нацелена именно на такое – настоящее путешествие. Просто мне интересно.
Мария ШКОЛЬНИК
Комментарии