Алексей Иващенко: «Конкурсы авторской песни — это нонсенс!»
Алексей Иващенко: «Конкурсы авторской песни — это нонсенс!»
Недавно в Академгородке прошёл концерт Алексея Иващенко, известного барда, актёра и композитора, долгое время выступавшего в легендарном дуэте с Георгием Васильевым «Иваси». Иващенко – автор либретто и музыки к мюзиклам «Норд-Ост» и «Обыкновенное чудо». В кино и мультфильмах озвучил около двух сотен героев, его голосом говорили Брюс Уиллис в «Пятом элементе» и Хью Грант в «Ноттинг Хилле», а также Дональд Дак в знаменитом мультфильме. С артистом встретился наш корреспондент.
– Впервые в Новосибирске Вы появились около 30 лет назад. Что за это время изменилось сильнее: сама авторская песня или предпочтения публики?
– И то, и другое. Публика, на мой взгляд, изменилась в меньшей степени, что особенно заметно в Новосибирске. Ваши слушатели сохранили свою интеллигентность – и в этом их столичность. Поэтому в каком-то смысле Академгородок – человеческий заповедник. Выступать здесь – огромное удовольствие. А что касается авторской песни... Она стала совсем другой! Честно сказать, не до конца понимаю, что сейчас творится в нашем жанре. Мы словно забыли, ради чего возникла авторская песня, зачем придумывались фестивали. Люди ехали в лес, на природу услышать то, что они больше нигде не услышат. Сейчас времена изменились: говори и пой что хочешь и как хочешь. Как ни странно, авторская песня политизировалась, она стала использоваться разными партиями и движениями. Ничего подобного раньше не было и в помине, для нас главным была свобода.
Ещё один важный штрих. На это направление серьёзно нынче влияет отечественный шансон, одержавший убедительную победу на постсоветском музыкальном пространстве. И авторская песня стремится перенять какие-то его черты. Возможно, это единственный шанс, чтобы выжить. Но многое из такого симбиоза мне совершенно не интересно.
Впрочем, авторская песня не оскудела талантами! Только что выступал вместе с молодым классным музыкантом Пашей Фахртдиновым, могу назвать ещё десятки достойных имён.
– И кто же из них самый-самый?
– У меня давнее правило: никого не судить. Поэтому отказываюсь быть в каком-либо жюри. Твёрдо убеждён: конкурсов авторской песни быть не может! Это страшная ошибка. Авторская песня – для объединения людей, которым нравится сочинять.
– Вы приезжаете на фестивали почётным гостем. А что это даёт?
– Каждый раз что-то своё. И прежде чем принять приглашение, я должен понять, что на этом фестивале будет происходить. К примеру, нынешний новосибирский «Ак-бард» был посвящен «Норд-Осту», я не мог не приехать. Всюду висели цитаты из спектакля, сцена была в виде самолёта. Когда вышел на сцену и запел, пропеллеры завертелись – чуть не упал от неожиданности! Но было безумно приятно. Так что «Ак-бард» мне дал совершенно невероятной силы эмоциональный заряд! Никак не мог предположить, что какие-то вещи, связанные с этим мюзиклом, продолжают жить вне проекта. Осенью исполнится уже 14 лет со дня премьеры. Но «Норд-Ост» по-прежнему значит для меня очень много.
Другие фестивали ценны встречами с потрясающими людьми, как знакомыми, так и доселе мне неизвестными. Неделю назад встретились в Перми с томичом Ромой Ланкиным, дали с ним совместный концерт, и оба испытали огромное наслаждение.
– Согласны с Егором Дружининым: мюзикл прижился в России?
– Разумеется! А почему? Да потому, что он всегда у нас был – со времён Исаака Дунаевского. Только зачастую игрался не в ежедневном режиме. А вспомните славу спектаклей «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»! До этого была ленинградская постановка «Укрощение строптивой» с музыкой Геннадия Гладкова. Главную партию пела Алиса Фрейндлих — это было потрясающе! Увидев спектакль ещё школьником, песни из него я запомнил наизусть.
Считаю, в нашей стране этот жанр ещё не до конца раскрыл свой потенциал. Причина успеха мюзикла – в разнообразии форм и приёмов. Одних только песен и эстрадных номеров, пусть и замечательных, явно недостаточно. Это в первую очередь драматический спектакль, где нужна история. И от качественного текста зависит многое. Когда же я слышу халтурный текст, то начинаю просто звереть! Живой оркестр и ежедневный режим – тоже признаки настоящего мюзикла. Таких спектаклей в Москве один-два, не больше.
Советую посмотреть недавнюю московскую премьеру «Призрака». По мнению авторов, спектакль сделан лучше постановок в Гамбурге и Нью-Йорке. Это невероятное зрелище, я поверить не мог, что такое возможно у нас! Над «Призраком» работала сборная мира: артисты, автор текста и продюсеры – из России, режиссёр-постановщик и музыкальный руководитель – американцы, техническое обеспечение – из Голландии, декорации и саунд-дизайн – из Англии...
– Какой след в жизни оставил проект «Песни нашего века»?
– Проект ещё жив и здоров! К нему удалось привлечь большое общественное внимание, ребята ездят по стране и выступают с огромным успехом. «Песни нашего века» – национальное достояние. Когда в 1998-м вышел первый CD-диск, по продажам он обошёл самых популярных исполнителей – Пугачёву и Киркорова!
Авторская песня в своё время сделала огромное дело: был придуман способ общения, который остаётся эффективным. Созданы коды, по которым можно различать своих и чужих. Очень хочу, чтобы эти песни жили долго, их пели наши дети и внуки. В них есть нечто, объединяющее всех нас. В этом смысле уместно говорить о братстве – как исполнителей, так и публики, разновозрастной и довольно разношёрстной.
– Вы много выступаете. Есть любимые площадки?
– Нравится столичное «Гнездо глухаря» – новое помещение на Цветном бульваре. Чудесное место, прекрасная публика, и концерты всегда получаются замечательными. Один разительно не похож на другой – поскольку (улыбается) я перестал к ним готовиться! Раньше подробно прописывал, с чего начну, чем закончу. Потом подумал: а зачем нужен такой плейлист? Могу спеть наизусть 100 своих песен, даже больше. Какие 20-25 войдут в концерт, теперь решаю на месте – согласно публике. Многие известные артисты поступали так, говоря, что свою программу они прочтут в глазах зрителя. Есть несколько песен, которые просят на каждом концерте, – «Про дворника Степанова», «Жди меня, мой милый», «Шипучее вино». Пою их с удовольствием.
– В одной из новых работ прозвучало слово «фейсбук». Уместны ли такие «маячки современности» в авторской песне?
– В ней уместно абсолютно всё! Это живое дело. К тому же русский язык постоянно меняется. Не приемлю только неграмотности – ненавижу до глубины души. Если человек путает написание -тся и -ться, то моё уважение к нему резко падает. Ничего не могу с этим поделать! Есть вещи, которые за годы учёбы во ВГИКе удалось-таки втемяшить в наши головы великим учителям – Сергею Фёдоровичу Бондарчуку и Ирине Константиновне Скобцевой, за что им огромное спасибо!
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из открытых источников
Комментарии