Александр Назаров: "В нашем театре нет диктатуры"
Александр Назаров: "В нашем театре нет диктатуры"
Актер и режиссер театра имени Игоря Рыбалова рассказал, чем живет коллектив, открывший свой 33-й творческий сезон. Спектакль «Иван Иванович и Иван Никифорович» по мотивам повести Гоголя в очередной раз собрал практически полный зал Дома ученых.
– Легко ли стать актером вашего театра?
– Сейчас у нас в труппе около 20 человек. Костяк – актеры, которые работают десять лет и более. Кто-то отыграл уже свыше 30 сезонов, а кто-то делает свои первые шаги на сцене. Но, скажем, в спектакле «Иван Иванович и Иван Никифорович» задействованы все. И в целом в репертуаре театра занят каждый.
Для того, чтобы стать нашим актером, нужно одно лишь желание. Мы занимаемся на базе Высшего колледжа информатики при НГУ. Самое главное – не пропускать репетиции. Так что все очень просто.
– Вы переехали из ФМШ?
– Мы вернулись. Наш театр возник в Политехникуме СО АН СССР и существовал 10 лет. Потом руководителя очень попросили создать театр-студию в ФМШ НГУ. Так что получается нынешней осенью в одном театре начался 33-й творческий сезон, а в другом – 23-й. Если бы не смерть режиссера и основателя нашего театра Октавии Андреевны Миндолиной, то, скорее всего, мы бы существовали при ФМШ до сих пор.
– С какими трудностями сталкиваетесь, оставшись два года назад без своего бессменного художественного руководителя?
– (Вздыхает). В первую очередь наши трудности – морального плана. Октавия Андреевна была ядром, сердцем нашего театра. Будучи незаурядной личностью, она притягивала к себе множество людей. Прекрасный человек, а как режиссер – настоящий мастер. Она была такой заряженной на творчество, что и нас всех заразила. И этой тяги, желания работать пока хватает. Идут репетиции новых спектаклей, восстанавливаем старые. К примеру, по многочисленным просьбам зрителей к весне планируется восстановление «Тристана и Изольды» по пьесе Александры Бруштейн. Он шел у нас, кажется, лет двадцать назад. Так что сейчас репетируют совершенно другие актеры. С новыми исполнителями скоро выйдет и «Продавец дождя» Нэша. Параллельно работаем над премьерой – «Месяц в деревне» Тургенева. Режиссер-постановщик всех трех спектаклей – ваш покорный слуга.
– Два названия из трех хорошо знакомы новосибирской публике: «Продавец дождя» с успехом идет в «Красном факеле», а «Месяц в деревне» – в «Глобусе». Вас это не смущает?
– Вот пусть зритель и сравнит! Начнем с того, что в «Красном факеле» заказывали новый перевод «Продавца дождя», а мы используем перевод Виталия Вульфа, который нас полностью устраивает. Новосибирск – город большой, театров много, так что, как говорится, каждый выбирает для себя… Отмечу лишь, что среди новосибирских театралов есть и те, кто, посмотрев наши спектакли, не хотят идти в другой театр.
– А репетируете после работы и по выходным?
– Кто после работы, кто после учебы – у нас нет ни одного актера-профессионала. Удивительно, но театром занимаются и взрослые, имеющие семьи, и молодые люди, у которых немало других интересов. Приходят на репетиции и самоотверженно работают – у нас очень деловая атмосфера, ни минуты не пропадает зря. Все заряжены на творчество, на конечный результат – спектакль.
– Говорят, что театр – добровольная диктатура…
– Любая работа – добровольная диктатура. Над самим собой. Но имеется в виду режиссерский диктат? У нас такого нет. Принцип коллективного творчества был заложен Октавией Андреевной. К примеру, ее постановка «Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича» – спектакль-концерт. Вся труппа занята в эпизодических крохотных ролях. И каждый старается, придумывает себе образ. Это и есть, наверное, особенность нашего театра: у актеров здесь действительно нет маленьких ролей. В одном спектакле ты играешь главную роль, а в другом – совсем небольшую. В повести Гоголя немного основных действующих лиц. Но в инсценировке, написанной специально для нашего театра Владимиром Александровичем Миндолиным, сыном Октавии Андреевны, представлено множество колоритных персонажей. Он же пишет и музыкально-поэтические композиции, а также песни для наших спектаклей.
– На каких площадках играются ваши спектакли, оформленные по всем правилам, – свет, звук, костюмы, декорации?
– В основном мы выступаем на сцене Дома ученых и в Высшем колледже информатики. А еще дружим с Дорогинским детдомом, периодически играем и там. Репертуар у нас большой. Только по пьесам Островского несколько спектаклей: «Лес», «Волки и овцы», «Красавец-мужчина», «На бойком месте», очень понравившееся зрителям «Чужое счастье»…
– И что же, в репертуаре театра ни одной современной пьесы?
– Кроме комедий Островского, у нас есть спектакль вполне современного зарубежного автора середины XX века Уильяма Гибсона «Двое на качелях». Отечественные комедиографы представлены Арбузовым и его «Старомодной комедией».
– Как ощущаете себя в театральном контексте Академгородка и Новосибирска?
– Никак. Мы просто живем, работаем и ставим спектакли. Не участвуем ни в каких фестивалях, ни в каких конкурсах…
– Почему?
– Так решает коллектив. Все предложения выступить в каких-то театральных состязаниях мы обсуждаем на сборе труппы. И все отказываются, никому не хочется в этом участвовать.
– В академическом театре спектакли идут шесть раз в неделю. А сколько спектаклей вы играете за сезон?
– Раз или два раза в месяц – для нас это оптимально. У актеров своя жизнь: работа, учеба, командировки, женитьба, рождение детей... Сезон открываем в октябре – это наша традиция. И пошло-поехало.
– Открытие сезона – это праздник. Как отмечать будете? И вообще что такое праздник в театре имени Рыбалова?
– Обязательно отмечаем Международный день театра 27 марта. Ровно через месяц, 27 апреля, – день рождения нашего театра. Непременно празднуем вместе Новый год. Ну и, конечно, дни рождения каждого актера. Как отмечаем? У нас творческие праздники. Пишется сценарий, проводятся репетиции. Получается что-то наподобие капустника – то большой, то поменьше. Иногда собираемся и читаем по очереди стихи, поем хором. На Новый год любим танцевать. Пьем чай, едим торты. Да-да-да, в коллективе только один человек курящий, и никто не пьет – так сложилось.
– Последний вопрос – о том, как сложится жизнь. На днях с большой помпой открыли Большой театр. Вы не мечтаете о своем здании, о том, чтобы стать государственным учреждением культуры?
– Это очень сложный вопрос. Наверное, у каждого из нас мелькала такая мысль – хорошо было бы и поменять статус. Но ведь для этого потребуется полностью перестроить свою жизнь. С одной стороны, мы всё делаем сами на свои деньги – и декорации, и костюмы. Это определенные затраты. А с другой – параллельно с театром у каждого сложилась своя жизнь. Многие позащищали и кандидатские, и докторские, кто-то сделал себе карьеру в фирме. Стать профессиональным театральным коллективом – значит посвящать себя только искусству. В современных условиях это маловероятно. Но как бы то ни было, каждой встрече с публикой мы очень рады и ждем ее с нетерпением.
Юрий ТАТАРЕНКО
Комментарии