Актер Авангард Леонтьев: «Играть всё, что дают!»
Актер Авангард Леонтьев: «Играть всё, что дают!»
Некоторое время назад народный артист России побывал в Новосибирске с концертной программой художественного чтения «Бабель. Одесские рассказы». С Авангардом Николаевичем побеседовал корреспондент «Навигатора».
– Русский театр развивается?
– Трудный вопрос. Сейчас развелось множество режиссёров, мало работающих с артистами. В нашумевших спектаклях играют слабые актёры без самоотдачи. Но что потрясает публику во время спектакля? Эмоции! Зритель жаждет сопереживания персонажам пьесы, а зачастую на сцене бродят какие-то функции… Если это – развитие отечественного театра, то я против такого развития!
– Можете назвать свои яркие зрительские впечатления?
– Конечно. Николай Мордвинов в роли Арбенина в спектакле Театра имени Моссовета «Маскарад». Он играл суть мятежного лермонтовского характера. Прекрасная актёрская работа и в кино, и в театре – хотя играл далеко не юным. Мордвинов мгновенно стал моим кумиром. После спектакля я шёл за ним переулками. Потом узнал, где живёт. Это было счастье! Я посмотрел «Маскарад» 17 раз…
– А за последнее время?
– Меня просто потряс Евгений Миронов в роли Калигулы. Он умеет глубоко погружаться в образ. Таких артистов сейчас мало.
– В свой прошлый приезд в Новосибирск, на открытие Камерной сцены филармонии, вы читали стихи Лермонтова и Самойлова. Это ваши любимые поэты?
– Как мне кажется, через них я могу наиболее полно выразить себя. У Лермонтова очень нравится «Смерть поэта». Одним этим стихотворением Михаил Юрьевич вошёл в историю литературы и в историю России! «Погиб поэт, невольник чести…» Увы, с честью у нас нынче не очень. А потребность в ней надо восстанавливать! Примеры честного поведения – Максим Горький, академик Сахаров. Совесть – божий дар, он есть у всех. И если человек делает что-то нехорошее, то он знает, что поступает неподобающе. Уж сколько раз твердили миру: не делай так, как велит начальство, жертвуй своими амбициями... К сожалению, в этом смысле и я не пример для подражания.
– А что вас привлекает в Бабеле?
– Меня покорило его полнокровное черноморское веселье в почти неизменном сочетании с библейской печалью. Фразы Бабеля можно цитировать бесконечно – как строки поэта! В своей концертной программе использую не только бабелевский текст, но и факты биографии писателя и редкие фото из его семейного архива.
– Вы довольно много выступаете. Какое впечатление от поездок по стране?
– Россия живёт тяжело. Необразованность сплошь и рядом…
– Но Яндекс и Гугл дадут ответ на любой вопрос!
– Это да. Но ведь мало знающий плохо мыслит: не ассоциативно, плоско. Современные дети хотят вырасти и стать либо бизнесменами, либо госслужащими – то есть сидящими на больших деньгах. Но, по-моему, мечтать быть счетоводом – это очень печально.
– Вспомните свою молодость: каким были студентом?
– На первом курсе ужасно боялся делать этюды. Они у меня плохо получались. Постоянно наигрывал, изображал. Простая тема: «Я в предлагаемых обстоятельствах». Но я очень долго не понимал, в чём тут фишка, пока не показал этюд «Не разбудить родных». Крался нарочито осторожно (показывает по-мультяшному – прим. автора) – и вдруг подо мной треснула половица. Это событие проигнорировать было совершенно невозможно – и включилась органика! И в дальнейшем я испытывал такие ощущения, как будто научился ездить на велосипеде. В дипломном спектакле мне доверили сыграть непростую роль – царя Фёдора Иоанновича.
– Никогда не хотелось попробовать себя в таком модном жанре, как актерские мемуары?
– Не чувствую в себе дара литератора. Вот Сергей Юрский – другое дело. А что-то кому-то надиктовывать не хочу.
– Вы способны изменить мир, как вам кажется?
– Изменить мир я не в силах. Но вот на окружающих актёры влияют. И очень сильно. Камешек в воду – и пошли круги! К примеру, Марина Зудина однажды сказала: «Авангард Николаевич, вы просили меня похудеть – с тех пор мой вес неизменен!»
– Что лучше для актёра – играть в театре или сниматься в кино?
– Уверен, любой артист ответит вам, не раздумывая: лучше работать и там, и там – и вообще везде, куда позовут! Настоящему артисту всё равно, за деньги или бесплатно, – лишь бы играть!
– Возможно, все задают этот вопрос. Но всё же спрошу напоследок. Вас зовут Авангард – а в каком авангарде вы сейчас находитесь?
– Ничего себе… Вы знаете, я впервые отвечаю на такой вопрос. Начнём с того, что Авангард – не моё имя. Меня, родившегося после войны, назвали в честь старшего брата, погибшего на Курской дуге… Попробую ответить вам следующим образом. Я живу не просто так. Я стремлюсь быть среди тех, кто старается поступать по совести. А уж можно ли этих людей считать авангардом общества – решать не мне.
Юрий Татаренко
Фото из открытых источников
НАША СПРАВКА
Авангард Николаевич ЛЕОНТЬЕВ родился 27 февраля 1947 года. Окончил Школу-студию МХАТ. Ученик выдающегося чтеца, народного артиста СССР Дмитрия Журавлёва. С 1968-го по 2004 годы служил в труппе «Современника», затем перешёл в МХТ имени А.П. Чехова. Лауреат государственно премии РФ, кавалер ордена Дружбы. Снимался в кинокартинах «Маленькие трагедии», «Очи чёрные», «Один и без оружия», «Подмосковные вечера», «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник», «Несколько дней из жизни Обломова», «Ревизор», «Есенин», «Парк советского периода», «Русская игра», «Охотники за бриллиантами», «Солнечный удар» и др. Лучшая роль в театре – Чичиков в спектакле Валерия Фокина «Нумер в гостинице города NN». Педагог РАТИ и Школы-студии МХАТ. В числе учеников Леонтьева – Евгений Миронов, Владимир Машков, Елена Майорова, Ирина Апексимова, Денис Суханов и др. Поставил спектакли «Механическое пианино» в Риме, «Чайка» в Париже, «Полоумный Журден» и «Не всё коту масленица» в московской «Табакерке».
Комментарии