Запасайтесь терпением!
Запасайтесь терпением!
Запасайтесь терпением!
Голубоглазая, белокурая прелестница в свои три года уже осознавала, что она хороша, и кокетничала, вызывая умиление взрослых. Но однажды в автобусе мама впервые испытала настоящий шок. Женщина, сидевшая рядом, повернулась к девочке и, улыбаясь, промолвила: «Ах, какая красавица!» Малышке явно нравилось это, она хотела было, как всегда, улыбнуться. Но улыбка вдруг застыла на ее личике, мгновенно превратившись в какой-то оскал, потом губки разомкнулись, и мама с ужасом услышала: «Отстань! Ты дура!» Еще большее потрясение испытала мать, когда вскоре решила пойти с дочкой в гости к тете Маше. Девочка любила бывать в ее доме, где было много красивых сувенирных кукол, а главное, тетя разрешала играть ими.
Долгожданный день начался с неприятностей. Мама достала любимый Юлин белый костюмчик, белые башмачки, но девочка категорически отказалась надевать их. «Отстань!» – кричала она, вырываясь из рук матери, которая силой пыталась впихнуть ее в одежду. С горем пополам оделись, вышли на улицу. Утром прошел дождь и на асфальте еще не просохли лужи. Мама вела дочку за руку, помогая ей обойти опасные места. Вдруг девочка отдернула ручку: «Я сама!» – и пошла по грязной воде. Женщина в ужасе подхватила ее на руки: «Ты же промочила ноги! Смотри, во что превратились твои башмачки!» Малышка вырывалась из рук, кричала, била ладошками по лицу матери. Прохожие останавливались, укоризненно качали головами, кто-то посоветовал: «Да отпустите вы ее! Бог с ними, с башмачками!» Мать опустила девочку на землю: «Хорошо, иди сама!» «Не хочу!» – заявила упрямица. «Тогда оставайся здесь, я пойду одна» – не успела сделать несколько шагов, как услышала хлюпанье воды за спиной. Оглянулась и … о, боже! Дочка стояла посреди лужи и топала ножками. Брызги летели во все стороны. «Не смей этого делать! Как с такой грязнулей я пойду к тете Маше?!» В ответ девочка встала на четвереньки, но, не удержавшись, плюхнулась в лужу и разразилась таким криком, что собрала целую толпу зевак. Какой уж тут поход в гости!
Дома Юля продолжала плакать и кричать: «Хочу к тете Маше!» С этого времени девочку словно подменили. «Совсем избаловали ребенка. Драть ее надо, как сидорову козу», – посоветовала одна соседка. «Сглазили девочку. Ты ее к бабке своди – пусть порчу снимет», – рекомендовала другая. «Детскому психиатру покажи», – настаивали третьи.
Что же на самом деле произошло с ребенком, доселе послушным и легко управляемым? Кризисом трехлетнего возраста назвал Л. Выготский причину резких перемен в психическом состоянии детей. Теперь всеми поступками малыша руководит негативизм. А его и необходимо отличать от обычного непослушания. Здесь все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Девочка не хотела надевать любимый костюмчик не потому что он ей разонравился, а на том лишь основании что выбор сделала мать. В этом возрасте у ребенка формируется образ «я», а с ним осознание и уверенность в том, что он сам источник и хозяин своих поступков. Отсюда постоянное: «Я – сам! Я не хочу! Не буду!» и отказ от любой помощи даже тогда, когда без нее не может справиться. Мы сетуем на поведение ребенка. Но задумайтесь над самим словом поведение, образованным от слова поведать. Поведать – сообщить нечто, и малыш своим поведением как бы сообщает взрослым о том, что он не тот, что был раньше, он – другой.
Негативизм проявляется, прежде всего, к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. Кроме того, он поступает и наперекор собственному желанию. Девочка хотела пойти в гости, но… Мотив поступков теперь лежит вне ситуации. Ребенок становится заложником своего негативизма. Еще одно новообразование кризисного периода – упрямство, когда ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а лишь в силу того, что он это потребовал. Связанный первоначальным словом, он уже не может от него отступить.
Новое отношение к самому себе порождает еще одну неприятность для родителей – строптивость, которая в отличие от негативизма и упрямства безлична. Это бунт против норм воспитания, установленных для малыша до 3-х лет. Появляется стремление к обесцениванию всего, чем он дорожил раньше: может ломать любимые игрушки, отказываться от лакомств, проявлять агрессию по отношению к матери. И здесь важно не терять терпение и не объявлять войну бунтарю, который и без того находится в постоянном раздоре с самим собой и окружающими. Многие родители допускают ошибки в форме предъявления требований к малышу. Им кажется, что чем громче, резче и категоричней сказано, тем ему понятней. А в результате у ребенка вырабатывается привычка отключаться от неприятных вещей, и он может не только не слушать, но и не слышать требований взрослых.
К приказу в резко категорической форме можно прибегать только в крайних ситуациях, опасных для ребенка. Однажды в приемный покой ЦКБ доставили трехлетнюю девочку с отравлением. Она не давала ввести зонд, чтобы промыть желудок. Ей говорили, что это необходимо, что она заболеет и умрет. Девочка только плотнее сжимала зубки, вырывалась из рук, кричала. Время шло, а медперсонал беспомощно разводил руками. И тут мать спокойно взяла фартук, плотно обернула им дочь и тоном, не допускающим возражений, тихо произнесла: «Сдохнуть захотела, как наша кошка? Стихни и открой рот!» И удивительное дело – девочка открыла рот и сидела, не шелохнувшись, пока ее продолжалась процедура. В тоне матери ребенок уловил угрозу своей жизни и подчинился. Но, повторяю, это приемлемо только в исключительных случаях. Добиваться послушаний криком, угрозами, шлепками – лишний раз доказывать свою беспомощность в воспитании. Послушнее от этого он не станет, а вот спровоцировать у него нервные срывы легко и просто. Хотите, чтобы малыш начал заикаться, кричать по ночам, потерял навыки опрятности – тогда «дрессируйте», воспитывайте на страхе.
Где же выход, спросите вы. Выход есть. Откажитесь от директивных методов воспитания и почаще предлагайте ребенку альтернативы, чтобы у него был выбор и иллюзия того, что его он делает сам. «Ты сегодня в белой майке пойдешь или в синей? Мы в гости пойдем или дома будем играть?»
Кстати, об игре, которая занимает значительную часть в воспитании. У ребенка трехлетнего возраста в состоянии кризиса и здесь наблюдается парадокс – он будет играть только по своим правилам и отвергать все, что предлагают ему взрослые. К тому же, как пишет Н. Солоухина, «игровая деятельность является свободной. Ребенок играет только тогда, когда он хочет играть. Сюжеты игр он выбирает сам и действует в соответствии со своими желаниями и самостоятельно».
И еще один совет по преодолению негативизма – избегайте в общении с ребенком глаголов с частицей не (не прыгай, не лезь, не вертись, не ломай и т.д.). В подсознании нет образа такого действия «не прыгать» – есть «прыгать» и ребенок еще какое-то время будет продолжать это делать, несмотря на ваш запрет, пока не «перекодирует» на отрицание.
Кризис может протекать бурно и затягиваться до 4-х лет, если ребенок испытывает дефицит родительской любви, заботы, общения. Своим нестандартным поведением он как бы сообщает родителям: кричите, ругайте, но не оставляйте без внимания. И в заключение: если возраст вашего ребенка приближается к трем годам – запасайтесь терпением, выдержкой и изобретательностью. Как известно: терпение и труд – все перетрут.
Нина ЛОГВИНЕНКО,
психолог (тел. 332-58-19)
Комментарии