Зачем нужен проект
Зачем нужен проект
Наверное, я далеко не единственная мать, страдающая от дистанционного образования ребёнка. Понимаю, что программу по русскому или математике нужно пройти обязательно. Но зачем такая прорва дисциплин? Самый непонятный предмет – проект. Помимо стандартных занятий и упражнений, мой шестиклассник обязан выполнить исследование и снять о нём ролик. Для меня это за гранью! Я не могу себя-то убедить, что это зачем-то нужная вещь, а ведь эту мысль нужно как-то донести до ребёнка! У нас в семье не принято плохо говорить о школе, но что делать с проектом – ума не приложу! Что стоит учителям отменить эту ерунду хотя бы сейчас, хотя бы на самоизоляции, чтобы не грузить детей и родителей?
Проектная деятельность внедряется в школе уже более десяти лет и имеет множество плюсов на уровне идеи. Она решает несколько задач: увязывает теоретические знания с практикой, делает эту связь наглядной; учит целеполаганию, планированию, расстановке приоритетов, распределению сил на дистанции и многим другим вещам; элемент публичной защиты в структуре проекта ставит речь, развивает навык ведения дискуссии, постановки вопросов.
Какой смысл учить иностранный язык, если у тебя нет проектов по его использованию – поехать в другую страну, читать книги на языке оригинала или общаться с носителями языка?
Какой смысл учить физические законы, если не применять их на практике? Проект как деятельность позволяет пробовать, наблюдать, экспериментировать.
Какой смысл читать монографии по психологии, если не искать полученным знаниям практического применения?
Проект, по задумке авторов, формат обучения, объединяющий практику и теорию. Чтобы помочь ребёнку, направить его, курировать… нужны силы и время. С младшими детьми сил и времени требуется больше. Если ставятся высокие цели – участие и победы в региональных или федеральных конкурсах, то затраты сил и времени руководителя тоже возрастают. Но государственный образовательный стандарт (ФГОС) предполагает, что учитель просто берёт и руководит, как само собой разумеется. Это вдохновляет немногих.
Но давайте вернёмся к вашему шестикласснику и его проекту. Посмотрите на происходящее не с позиции долженствования и необходимости, а с точки зрения новых возможностей.
Чем увлекается ваш школьник? Что ему интересно? Чем он может заниматься бесконечно долго? Темой проекта может быть всё что угодно. Он может быть игровым (когда ребёнок пишет сценарии праздников и проводит их, например), практикоориентированным (если увлекается моделированием, скажем, военной техники), творческим (рисует или пишет стихи).
Поговорите с ребёнком о том, что ему нравится, чем бы он хотел поделиться с одноклассниками. Помогите ему сформулировать цель работы. Например, если увлекается самолётами времён Первой мировой войны и клеит модели, то целью проекта может стать знакомство одноклассников с авиацией этого исторического периода.
Следующее действие – постановка задач, они – шаги на пути к достижению цели: 1) вспомнить, что пробудило в ребёнке интерес к теме; 2) подобрать литературу по истории вопроса; 3) ознакомиться с ней, сделать краткие записи для рассказа; 4) выбрать из своей коллекции моделей те, которые хочется показать одноклассникам, и рассказать о них; 5) составить подстрочник своего ролика; 6) записать ролик.
Вы можете помогать ребёнку на каждом шаге. И, конечно, держать телефон при записи ролика. Если сын не хочет быть в кадре, можно показывать иллюстрации, модели и начитывать закадровый текст.
Если удастся выбрать по-настоящему увлекающую ребёнка тему, вас ждёт несколько приятных вечеров, посвящённых совместной деятельности.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото из открытых источников
Комментарии