Время хип-хоп
Время хип-хоп
Едва ли Дому культуры «Маяк» доводилось раньше слышать и видеть подобное. Его стены вибрировали от грохота музыки и «пулеметных очередей» речитатива. Старая сцена мужественно выдержала напористые прыжки крепких молодых парней. В марте прошел первый фестиваль-конкурс «Твое время», организованный специально для ребят, исполняющих рэп, хип-хоп и брейк-данс.
Инициаторами проведения неформального фестиваля стали администрация ДК и благотворительный фонд «Ответственность» при поддержке районного отдела по делам молодежи и юношества.
ЧТО ПОЧЕМ
Рэп – ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжелым битом. Его исполнитель называется рэпером или более общим термином МС. Впервые рэп появился в 70-х годах среди афроамериканцев района Бронкс, куда его «экспортировали» приезжие ямайские диджеи. Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия. Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращенные к аудитории. Кроме того, устраивались так называемые баттлы – словесные поединки, в которых два рэпера переругивались, сохраняя рифму и ритм. Они могут быть подачей зарифмованного текста на определенную тему.
Жанр и культура хип-хоп, основная часть которого – рэп, достиг пика популярности в 90-х годах. Рэп оказал серьезное влияние и на R’n’B-музыку.
Брейк-данс – явление более знакомое и привычное, поскольку вошел в нашу жизнь лет 20 тому назад. Интерес к нему волнообразен, но в любом из трех последних поколений найдутся его фанаты и профессионалы.
Фестиваль для молодежи, увлеченной альтернативной музыкой, проходил в привычном для них формате тусовки в стиле хип-хоп. Конечно, никакого допинга – только минеральная вода для восстановления сил. Шапочки и кепки допускаются как стильный элемент костюма и неотъемлемая черта образа. Вместо имен конкурсантов используются ники, которые мы привыкли называть творческими псевдонимами.
ЧТО ПОЕМ?
Начинают состязания местные рэперы. Ведущий сразу просит исполнять со сцены только нормативное. В основе сюжетов лежат внутренние переживания и сокровенные мысли авторов – типичных представителей своего времени. Жизнь, стремительно меняющаяся не в лучшую сторону, неизбежно накладывает отпечаток на наших взрослеющих детей.
Детское название «Карусель» резко контрастирует с серьезными чувствами исполнителей: «Я сошел с ума, стремясь поменять устои!», «Не пытайся примерять на меня манекены». Согласен с ними и МС-драйвер: «Как быть, когда все вокруг против?»
В творчестве рэперов нередко присутствует тема наркотиков. Вслушиваясь в тексты, понимаешь, что это не пропаганда, а предостережение: «Тихая война убивает поколение». Группа «Голос улиц» рассказывает о тех, кто «…роет себе яму, забвенье выбирая». Солисты повествуют, что «…не всем удается в этой жизни разобраться, из плена вырваться!»
Лицо «белой вьюги» знакомо диджею Dimo: «Легко смотреть, труднее участвовать». Его трек о слезах матери и усиливающемся противоречии с самим собой. О подобных переживаниях поет и группа «Nails»: «Пульс упирается в ноль, я понимаю, что не буду с тобой». Страшно: едва начав свой путь, подростки уже считают жизнь жестокой штукой.
Солисты «ZC», были лиричней и военно-патриотичней. Печальную тему дороги к смерти сменила песнь о любви: «Пришел домой, все мысли только о тебе». В одном их треке ясно прозвучала проблема отцов и детей: «Когда-нибудь ты рассказывал своим предкам, как живется деткам в XXI веке?»
Среди исполнителей есть и девушки. Например, очаровательная Олёна. Видимо, независимость как обязательный элемент женской эмансипации прививается с самого раннего возраста, в дальнейшем помогая девочке выжить: «Все, хватит, иду своей дорогой!»
Большого уважения или, как тут говорят, респекта заслуживают достижения любителей брейка – любимого сына танца и физкультуры. Сколько же надо тренироваться, чтобы достичь такого совершенства владения собственным телом? Тут уж не то что на глупости разные, на учебу бы время найти!
Ловкие, крепкие, подтянутые парни продемонстрировали завидные физические данные, удачное решение постановщика и готовность служить своей стране. Жаль только, что коллективов собралось немного – только «The most actions» и «Fankey brothers». Они «зажгли по полной», исполняя в танце головокружительные, почти немыслимые трюки.
ГЛАВНОЕ – ПОНИМАТЬ!
Плохо, что в зале было так мало представителей старшего поколения, которое склонно только осуждать непонятные им течения в музыке. На самом деле, отбросив лишние эмоции, мы без труда вспомним, что авангардные направления (модернизм и постмодернизм) в искусстве существовали всегда. И сегодня они по-прежнему воспринимаются обществом очень болезненно. С годами это проходит. Мы давно читаем стихи Рембо и пытаемся понять квадрат Малевича, а песни группы «Кино» или «Наутилуса» кажутся нам колыбельными в сравнении с творчеством «Рамштайна».
– Но это же наши дети! – с негодованием воскликнут многие.
Конечно, они наши, с этим никто не спорит. Однако пора признаться, что пуповина давно перерезана, ваше чадо самостоятельно растет, развивается. Это наши сыновья и дочки, но мы родили их, а не клонировали. В них всего только часть нас, и это дает им право быть другими, не похожими на своих родителей.
Настало время наших детей. Между прочим, они во многом похожи на нас, но нас – молодых, а не теперешних. Новое время рождает других людей, которые создают другую музыку. Это прозвучало в треке «Квартала пробуждения»: «Так было тогда, так будет всегда!»
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии