Расставляя точки красной пастой
Расставляя точки красной пастой
Завершается 2010-й, объявленный Годом учителя. На традиционной педагогической конференции, посвященной началу нового учебного года, подведены его предварительные итоги.
На кого возложена реализация стратегической инициативы «Наша новая школа»? Конечно, на учителей! Именно развитию потенциала педагога было посвящено большинство докладов.
О достижениях и недоработках рассказала начальник отдела образования администрации района Зинаида Гребнева. Итак, на сегодняшний день в наших школах трудятся 894 педагога. Всего 14% из них пока не имеют квалификационной категории, что свидетельствует об очень высоком профессиональном уровне наших учителей. К сожалению, разделяет район общую для всего города тенденцию к старению педагогических коллективов: 63% учителей – это люди в возрасте от 35 до 55 лет. Наши педагоги средних школ и дошкольных учреждений активно участвуют в разнообразных профессиональных конкурсах и регулярно занимают в них призовые места. Кроме того, по словам замначальника городского управления образования Андрея Орлова, мы – лидеры в повышении квалификации учителей.
Немало нового и в самом процессе обучения. Уходит в прошлое то время, когда учитель служил источником знаний. Сегодня ему отведена роль проводника между учеником, самостоятельно черпающим знания из окружающего информационного пространства, и культурой. Сложно сказать, какую именно из двух этих ролей предпочитает большинство учителей нашего района, но несомненным остается главное: они продолжают работать, осваивают новые методики и сами делятся накопленным опытом с коллегами из других районов и городов.
Наконец-то вспомнили, что учитель – такой же человек, нуждающийся в заботе и внимании. Опытом работы профсоюзной организации гимназии «Горностай» поделилась Екатерина Никитина. Невысокая заработная плата, значительные физические и моральные затраты не лучшим образом сказываются как на здоровье педагога, так и на психологическом климате внутри его семьи. Коллеге необходимо помочь, но как? Создание социального паспорта помогло расставить приоритеты при распределении путевок и оказании материальной помощи. Состав профорганизации гимназии стабилен, что говорит о ее пользе.
После перерыва делегаты конференции, впервые за много лет собравшиеся в Большом зале ДУ, с удовольствием посмотрели подготовленный для них праздничный концерт и поаплодировали коллегам, награжденным за выдающиеся заслуги. Только тут стало заметно, что в зале пустуют первые ряды, предназначенные для гостей. Кроме немногочисленных представителей руководства района, города и СО РАН, не было занято ни одного кресла. Почему не пришли те, кто заложил основы системы образования в нашем районе? Редкие пенсионеры были приглашены, скорее всего, своими бывшими коллегами. Этот печальный опыт стоит учесть при праздновании грядущего дня учителя.
Порадовал общий настрой педагогов: обновившие гардероб, отдохнувшие, посвежевшие и загоревшие, они полны сил для работы в новом учебном году.
С. Книжник
Зажечь искру творчества
В преддверии первого сентября в Новосибирске прошел X съезд работников образования. В его рамках состоялся ряд мастер-классов, подготовленных учеными Сибирского отделения РАН и посвященных как воспитанию школьников, так и отдельным аспектам современного состояния науки.
Связь между школой и наукой существовала всегда. Каждый ученый когда-то пошел в школу, где талантливый педагог сумел привить ему любовь к своему предмету, заинтересовать им настолько, что он стал делом жизни. С другой стороны, любой факт из школьного учебника был когда-то результатом открытия в исследовательской лаборатории, итогом жарких дискуссий и темой научных публикаций.
Главный ученый секретарь СО РАН Николай Ляхов в своем выступлении сказал по этому поводу:
– Мост между наукой и школами должен существовать всегда. Часто говорят, что Россия отстает от других стран, и ей нужна модернизация. Главной производственной силой станут те, кто сейчас учится в старших классах. И нужно отметить, что если человек приходит в науку, то главная заслуга в этом именно школьного педагога. Если преподаватель – физик, химик, математик – способен ориентировать школьника на университет, увлечь его своими идеями, убеждениями, то это означает, что мы будем всегда иметь достойное пополнение в науке. И из этих ребят мы сможем вырастить тех исследователей, которых нам не хватает сейчас.
Вузы сами идут навстречу школьникам: они не только раздают буклеты и рассказывают о специальностях, которые могут приобрести выпускники школ в их стенах, но и активно включаются в учебный процесс. Начальник управления профессионального образования министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Марина Ананич рассказала, что в этом году такое сотрудничество уже было опробовано: преподаватели высшей школы вели отдельные курсы для учеников, были организованы и стажировки для учителей.
Ю. Позднякова
Комментарии