Возрастные кризисы в развитии ребенка
Возрастные кризисы в развитии ребенка
Школа для родителей - >>>
Возрастные кризисы
в развитии ребенка
Большинство психологов делит детство на периоды. Однако ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.
Для критических периодов характерны следующие особенности:
- кризис возникает незаметно, трудно определить момент его наступления и окончания;
- в эти периоды наблюдается повышенная конфликтность с окружающими, капризность, упрямство.
Часто взрослые не понимают, что происходит с их ребенком в те или иные периоды его развития. Психолог может помочь пережить возрастные кризисы, приспособиться к «другому себе», найти взаимопонимание со своими близкими.
Кризис рождения связан с тем, что ребенок попадает в незнакомый мир, его жизнь становится индивидуальным существованием. Родителям очень важно подготовиться к этому событию:
- проработать собственные страхи;
- принять новые роли матери и отца;
- освоить дыхательные техники.
Кризис сложен тем, что при максимальной зависимости от взрослых новорожденный лишен основных средств общения. В это время особенно важна материнская интуиция, заложенная природой, – только мама может почувствовать все потребности ребенка. Поэтому женщине необходимо доверять своим внутренним чувствам, развивать их в себе. Рождение первого ребенка также является кризисом семейных отношений: в жизни двоих появляется третий. Возникает проблема ревности, так как женщина не может посвящать мужу так много времени, как прежде. Иногда обостряются отношения с собственными родителями.
Кризис 3 лет проявляется в следующем: ребенок становится малоуправляемым, выражает стремление сделать все наоборот, даже вопреки своему собственному желанию, может ругаться и проявлять негативные переживания. Это происходит потому, что у ребенка формируется воля, он начинает отделять себя и свои желания от взрослого, тренирует свою независимость и самостоятельность. Данный кризис социальных отношений связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».
В этот период могут возникнуть противоречия в семейных отношениях, связанные с системой родительского воспитания. Происходит «притирка» двух стилей – мамы и папы, принесенных из собственных семей. Негативные последствия кризиса возникают в том случае, когда родители ограничивают проявления независимости дочери или сына, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Кризис 7 лет. Меняется личностная позиция ребенка, он становится школьником, учится удовлетворять свои желания, согласно приемлемым социальным нормам, действовать по правилам. Ребенок теряет детскую непосредственность и наивность. Иногда его поведение становится вычурным. Переживания приобретают для него свой особый смысл, он начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я злюсь» и учится скрывать свои чувства, происходит разделение внутреннего мира и внешнего. Основная потребность – в уважении к себе. В этот период могут возникнуть сложности, связанные со школьной адаптацией, обостриться различные страхи (темноты, оставаться дома одному). Это мешает ребенку уверенно чувствовать себя в социальной группе.
Кризис 13 лет. Относится к числу острых и напоминает кризис трех лет, только теперь – это «я сам» в социальном смысле. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности. У ребенка появляется склонность к ссорам и к нарушению дисциплины. Одновременно с этим внутреннее беспокойство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. Возникает чувство взрослости. Ребенок стремится взять ответственность за свою жизнь и поступки. Имеет большое значение мнение сверстников, их принятие. Отсюда обостряются страхи, связанные с самооценкой, с собственной успешностью, умением общаться, физической привлекательностью. В это время особенно важен демократический стиль общения. Авторитарный и попустительский стили воспитания разрушают личность подростка.
Подростковый период называют переходным от детского возраста к взрослому. Вот почему при работе с подростками психологи учитывают их возрастные особенности:
- Потеря интереса к учебе. Стремясь к самообразованию, подросток часто равнодушен к отметкам. Отсюда расхождение между возможностями и успехами в школе.
- Переход на новую ступень мышления: от наглядно-образного, конкретного мышления – к понятийному, что проявляется, с одной стороны, в критицизме, с другой – в интересе к философским вопросам о смысле жизни, о происхождении мира и человека.
- Повышенный негативизм, конфликтность.
- Интерес к сексуальным знаниям и опыту.
- Формирование концепции «мы» («мы – свои, они – чужие»). Друзья более значимы в это время, чем семья.
- Эмоциональная неустойчивость, бурное переживание личных неудач могут привести к неоправданным поступкам.
- Формирование значимых групп со своими ценностями и нормами. Постепенное разделение на пары, романтизм.
- Субъективное чувство взрослости (эмансипация от родителей, внешний облик и манера одеваться, «взрослая» форма отношений с противоположным полом – свидания, развлечения). Основная потребность возраста в понимании.
Кризис юношеского возраста. Молодые люди впервые начинают задумываться о смысле жизни, о будущем. Появляется, с одной стороны, потребность обсуждать с другими свои мысли, переживания, а с другой стороны, страх открыться, тревога за сохранение собственного пространства и, как результат, потребность отделиться, уйти в свой внутренний мир. Диалог возможен только при доверительных отношениях, в основном со сверстниками. В этом возрасте появляются переживания, связанные с выбором профессии («что именно мне необходимо», «что даст мне уверенность в будущем», «есть ли у меня способности» и т.п.). Психологические группы, тренинги дают возможность ребятам этого возраста почувствовать, что они не одиноки в своем поиске, своих переживаниях, в тревогах за будущее.
Н. Широкова,
психолог центра «Радуга».
Комментарии