• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 03:41 воскресенье, 05 мая
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    05.05.2024
    USD: 91.69
    EUR: 98.56
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Возрастные кризисы в развитии ребенка

    Возрастные кризисы в развитии ребенка

        Школа для родителей - >>>


     

      

    Возрастные кризисы
    в развитии ребенка

    Большинство психологов делит детство на периоды. Однако ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

    Для критических периодов характерны следующие особенности:

    -    кризис возникает незаметно, трудно определить момент его наступления и окончания;

    -    в эти периоды наблюдается повышенная конфликтность с окружающими, капризность, упрямство.

    Часто взрослые не понимают, что происходит с их ребенком в те или иные периоды его развития. Психолог может помочь пережить возрастные кризисы, приспособиться к «другому себе», найти взаимопонимание со своими близкими.

    Кризис рождения связан с тем, что ребенок попадает в незнакомый мир, его жизнь становится индивидуальным существованием. Родителям очень важно подготовиться к этому событию:

    -    проработать собственные страхи;

    -    принять новые роли матери и отца;

    -    освоить дыхательные техники.

    Кризис сложен тем, что при максимальной зависимости от взрослых новорожденный лишен основных средств общения. В это время особенно важна материнская интуиция, заложенная природой, – только мама может почувствовать все потребности ребенка. Поэтому женщине необходимо доверять своим внутренним чувствам, развивать их в себе. Рождение первого ребенка также является кризисом семейных отношений: в жизни двоих появляется третий. Возникает проблема ревности, так как женщина не может посвящать мужу так много времени, как прежде. Иногда обостряются отношения с собственными родителями.

    Кризис 3 лет проявляется в следующем: ребенок становится малоуправляемым, выражает стремление сделать все наоборот, даже вопреки своему собственному желанию, может ругаться и проявлять негативные переживания. Это происходит потому, что у ребенка формируется воля, он начинает отделять себя и свои желания от взрослого, тренирует свою независимость и самостоятельность. Данный кризис социальных отношений связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

    В этот период могут возникнуть противоречия в семейных отношениях, связанные с системой родительского воспитания. Происходит «притирка» двух стилей – мамы и папы, принесенных из собственных семей. Негативные последствия кризиса возникают в том случае, когда родители ограничивают проявления независимости дочери или сына, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

    Кризис 7 лет. Меняется личностная позиция ребенка, он становится школьником, учится удовлетворять свои желания, согласно приемлемым социальным нормам, действовать по правилам. Ребенок теряет детскую непосредственность и наивность. Иногда его поведение становится вычурным. Переживания приобретают для него свой особый смысл, он начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я злюсь» и учится скрывать свои чувства, происходит разделение внутреннего мира и внешнего. Основная потребность – в уважении к себе. В этот период могут возникнуть сложности, связанные со школьной адаптацией, обостриться различные страхи (темноты, оставаться дома одному). Это мешает ребенку уверенно чувствовать себя в социальной группе.

    Кризис 13 лет. Относится к числу острых и напоминает кризис трех лет, только теперь – это «я сам» в социальном смысле. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности. У ребенка появляется склонность к ссорам и к нарушению дисциплины. Одновременно с этим внутреннее беспокойство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. Возникает чувство взрослости. Ребенок стремится взять ответственность за свою жизнь и поступки. Имеет большое значение мнение сверстников, их принятие. Отсюда обостряются страхи, связанные с самооценкой, с собственной успешностью, умением общаться, физической привлекательностью. В это время особенно важен демократический стиль общения. Авторитарный и попустительский стили воспитания разрушают личность подростка.

    Подростковый период называют переходным от детского возраста к взрослому. Вот почему при работе с подростками психологи учитывают их возрастные особенности:

    -    Потеря интереса к учебе. Стремясь к самообразованию, подросток часто равнодушен к отметкам. Отсюда расхождение между возможностями и успехами в школе.

    -    Переход на новую ступень мышления: от наглядно-образного, конкретного мышления – к понятийному, что проявляется, с одной стороны, в критицизме, с другой – в интересе к философским вопросам о смысле жизни, о происхождении мира и человека.

    -    Повышенный негативизм, конфликтность.

    -    Интерес к сексуальным знаниям и опыту.

    -    Формирование концепции «мы» («мы – свои, они – чужие»). Друзья более значимы в это время, чем семья.

    -    Эмоциональная неустойчивость, бурное переживание личных неудач могут привести к неоправданным поступкам.

    -    Формирование значимых групп со своими ценностями и нормами. Постепенное разделение на пары, романтизм.

    -    Субъективное чувство взрослости (эмансипация от родителей, внешний облик и манера одеваться, «взрослая» форма отношений с противоположным полом – свидания, развлечения). Основная потребность возраста в понимании.

    Кризис юношеского возраста. Молодые люди впервые начинают задумываться о смысле жизни, о будущем. Появляется, с одной стороны, потребность обсуждать с другими свои мысли, переживания, а с другой стороны, страх открыться, тревога за сохранение собственного пространства и, как результат, потребность отделиться, уйти в свой внутренний мир. Диалог возможен только при доверительных отношениях, в основном со сверстниками. В этом возрасте появляются переживания, связанные с выбором профессии («что именно мне необходимо», «что даст мне уверенность в будущем», «есть ли у меня способности» и т.п.). Психологические группы, тренинги дают возможность ребятам этого возраста почувствовать, что они не одиноки в своем поиске, своих переживаниях, в тревогах за будущее.

    Н. Широкова,
    психолог центра «Радуга».


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    То ли мама, то ли бабушка
    290 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Как мужу «выйти из декрета»
    615 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    «Мамаша, ко мне!»
    480 0
    "Навигатор" № 9 (1431) от 08.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Муж превращается в свёкра
    440 0
    "Навигатор" № 8 (1430) от 01.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Ежедневный ад
    508 0
    "Навигатор" № 7 (1429) от 23.02.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Нормальные пацаны в 8-м классе не учатся?
    418 0
    "Навигатор" № 6 (1428) от 16.02.24

    Популярное