Воспитывайте в ребенке терпимость!
Воспитывайте в ребенке терпимость!
Недавно в магазине встретили женщину очень маленького роста. Дочь (3,5 года) начала ее в упор разглядывать, смеяться и говорить мне: «Смотри, маленькая тетька!» Я опешила. То, что она слышала подобную реакцию и смех от близких людей, исключено. Да она вроде и не видела никогда людей с нестандартной внешностью. Почему такая реакция? И как объяснить ребенку, что это нехорошо и можно обидеть человека? Или, может быть, ничего не надо объяснять?
Для ребенка это была спонтанная, естественная реакция. В этом реагировании не было злорадства и насмешки, скорее удивление и радость, оттого что увидено нечто новое, необычное, желание поделиться своим открытием с мамой.
Родительский гнев здесь может вызвать недоумение и непонимание ребенка. Поэтому лучшей реакцией здесь будет наиболее спокойная. «Да, ты права, очень необычная тетя». И немедленное переключение внимания ребенка на любой другой объект. Не стоит начинать стыдить малыша и воспитывать прямо в момент происходящего, лучше к этому разговору вернуться немного позже, когда и родитель и ребенок будут спокойны, а также можно будет не опасаться осуждения окружающими тех или иных спонтанных реакций ребенка.
Терпимость – качество, которое не появляется само по себе в ребенке. Оно нуждается в постепенном воспитании и развитии.
Общие рекомендации по преодолению нетерпимости могут быть таковы:
Родителям хорошо бы следить за тем, что говорят в присутствии детей, даже если предполагается, что те «не слышат» или «не понимают». Большинство видов нетерпимости и способов ее проявить детям «подсказывают» именно родители. И бесполезно что-то внушать малышу, если ваше поведение при этом остается неизменным. Не «подсказывайте» ребенку сами эти дразнилки. Часто взрослые провоцируют детей на нежелательное поведение, обсуждая, «какая толстая Маша из их группы», или интересуясь, «не дразнят ли дети Максима «очкариком».
Очевидное – не самое главное. Родители должны показать ребенку, что внешность, пол, национальность и даже особенности поведения имеют не такое большое значение. В этом поможет поучительная игра «конфета». Возьмите вкусную конфету и заверните ее в неприметный фантик (вы можете сделать его сами из простой бумаги). Пусть ребенок убедится, что конфета вкусная. Поговорите с ним о том, что и среди людей бывает так: внешность не слишком привлекательна, а внутри человек очень добрый и хороший.
Главные помощники – игра и сказка. Русские сказки – это кладезь народной мудрости. Особенно те, где герои действуют сообща, решая какую-то задачу. Например, в сказке «Теремок», где в конце все звери вместе строили дом, или в сказке «Репка», где всех персонажей объединила общая цель. Читая ребенку сказку, обсуждайте особенности каждого из героев. Обращайте внимание на то, что все они разные, но каждый из них хорош по-своему. Также поиграйте с ребенком, и пусть в основу сюжета игры ляжет реальная ситуация, когда малыш был нетерпим к недостаткам других. Хороша здесь сказка «Гадкий утенок», когда герой, отвергаемый всеми, становится прекрасным лебедем. В ходе игры советуйтесь с ребенком, какие чувства испытывают герои, каково это быть непохожим на других? Вспомните сказку про Дюймовочку – она была красивая маленькая девочка, но жуки отвергли ее, потому что у нее не было усиков и было недостаточное количество ножек. Обсуждайте с малышом, как лучше поступить сказочному герою, почему герой поступил так, а не иначе. Через игру и сказку этот «урок» будет усвоен гораздо успешнее, чем путем нравоучений и наказаний.
Нетерпимость замещается или интересом, или сочувствием. Нетерпимость – это сильное чувство, и надо понимать, что, либо на смену ему придут другие, более благородные чувства, либо оно никуда не денется. Поэтому, искореняя нетерпимость, нужно определить, что будет «расти» на этом месте потом. Нетерпимость можно заменить интересом («Интересно, почему он себя так ведет?») или сочувствием («Наверно, непросто жить, если ты хромаешь»). Интерес может родиться, если поощрять ребенка рассуждать о том, что происходит, а не просто констатировать или осуждать. Конечно, это более поздний этап развития, и совсем немногие дошкольники на это способны. Но «зернышки» заинтересованного взгляда на мир можно посадить уже сейчас. В некоторых случаях, когда особенности (во внешности или состоянии здоровья) другого человека таковы, что их нельзя изменить, нужно учить ребенка проявлять сострадание, сочувствие, чтобы он вырос неравнодушным человеком.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (тел. 8-913-905-0940)
Комментарии