Вопреки обстоятельствам
Вопреки обстоятельствам
Владимир Сиротин открыл бумаги и стал читать...
Его отца Василия Сиротина арестовали в 1937 году как врага народа. Согласно документам, он был агентом японской разведки. Тут же приложены показания трёх свидетелей, которые это подтверждали. А в другой папке – их отказ от этих показаний. Односельчане раскаивались в том, что оговорили земляка. Обличительный протокол они подписали под давлением сотрудников НКВД. От этих строк в глазах 58-летнего Владимира Васильевича потемнело: горькая боль, обида и безысходность...
Родился Владимир 18 февраля 1931 года в селе Боровлянка Тогучинского района. У Василия и Акулины Сиротиных был 11-м ребёнком. Отец начальствовал на ферме, мама заведовала детскими яслями и колхозным огородом.
В 1937-м отца забрали как врага народа. Семье сообщили, что он скончался от инфаркта миокарда. Гораздо позже, в 1989 году, Владимир Васильевич получил документ: «Василий Сиротин расстрелян, место захоронения неизвестно».
– Хотя мне и было всего шесть лет, но помню, как отец шапкой нам махал, когда его забирали, – с горечью говорит ветеран. – И после этого начались гонения. Со всех сторон: в школе, на работе, на улице. Петь нельзя, плясать нельзя… Куда вам? У вас же отец враг народа! Житья не давали. Три брата – Константин, Николай и Виктор – уехали устраиваться в Ленинград.
А потом началась война...
В 10 лет Володя уже вовсю помогал взрослым на колхозных полях: садили, пололи, копали картошку, вязали снопы, боронили, таскали мешки. Как и вся страна в эти годы, голодали.
– Мы каждый раз очень ждали лето. Хоть травой наедались. Медунки, саранки, полевая трава, калина, смородина. Клубнику собирали и сушили, – вспоминает Владимир Васильевич.
В 1942 году из Поволжья привезли немцев. Две семьи поселили в двухкомнатной избушке Сиротиных. Так и теснились вместе. Потом мужчин отправили в шахты, а женщины с детьми стали копать землянки или уходить в заброшенные дома.
Пятеро братьев Сиротиных ушли на фронт. Вернулись четверо старших. 16-летний Виктор пропал без вести.
– Виктор у нас был одарённый, вундеркинд, – рассказывает про брата Владимир Васильевич. – Он экстерном всё заканчивал. Пойдёт в первый класс – его в третий переводят. Потом в пятый пошёл – его в седьмой. Учитель часто говорил: «Витя, сегодня ты ведёшь урок!»
В годы войны больше всего почтальона боялись. Если кому-то приходила похоронка, плакали и горевали всем селом. В Боровлянке было 300 дворов, потери – в каждом.
После войны постепенно жизнь налаживалась. Сёстры Сиротины вышли замуж. Володя с матерью остались вдвоём. Парень хотел пойти на курсы счетоводов, даже собрал все документы, но родительница не пустила: «Пятерых сыновей я уже проводила, а ты никуда не поедешь!»
8 марта 1951 года Владимира Сиротина призвали в армию. Служил в зенитных войсках в Завитинске Амурской области. Командир роты его сразу выделил как способного, грамотного, с отличной физической подготовкой. И всё бы хорошо, да зловещее клеймо и тут дало о себе знать. Пришёл ответ на запрос из родного села: «Сиротин – сын врага народа».
Владимира перевели в Благовещенск. Там солдат готовили к военным действиям в Корее. Вскоре личный состав части погрузили в вагоны и повезли в неизвестном направлении. Остановились в закрытом городке Красноярск-26. Там служил до октября 1954-го.
Демобилизовался он в Волгоград, где в это время жил брат Николай. Было предложение устроиться в штаб военкомата, но Владимир наотрез отказался: «Опять до первого запроса. Нет, хватит с меня уже!»
– И пошёл я на курсы шофёров. Окончил. Устроился в Коробковскую газонефтеразведку. Зарплата была хорошая. Так и мотался по калмыцким степям, пока сестра в 1954 году в Новосибирск не позвала, – продолжает свой рассказ ветеран. – Я работал на строительстве Шлюза от начала до конца. Окончил 8-месячные курсы, работал мастером. Знаю, как возводилось каждое сооружение, монтировался каждый механизм. Сначала водителем был: перевозил оборудование с основной станции, затворы тяжеленные. Представьте, одна половина ворот весит 102 тонны! В любую погоду – в грязь, дождь или снег – работа кипела. Разгружали оборудование деррик-кранами высотой 40 метров, к ним крепилась 60-метровая стрела, которая выполняла разворот почти на 360 градусов.
Контингент в основном из деревень да из тюрем. Но о коллегах Владимир Васильевич отзывается с уважением.
– Дружба у нас была исключительная. Поддерживали друг друга. А сколько на строительстве Шлюза выросло специалистов из простых, неграмотных, но работящих, талантливых и целеустремленных! Люди учились и добивались высоких результатов, становились успешными руководителями. Со многими общаемся до сих пор, перезваниваемся, изредка встречаемся. Вячеслав Кузьмич Черноголовка, наш начальник участка, хороший человек. Всю войну прошёл. А начальник какой – золотой! Сейчас ему уже 95 лет...
Бетонировали Шлюз по осени. Чтобы раствор схватился, его обогревали. Утепляли опилками, которых не хватало. Как-то раз Владимир шёл на лыжах где-то в районе современной улицы Миргородской. Нога соскользнула, и он наступил в снег, а там – торф. Тогда и появилась идея утеплять им бетон. За это рационализаторское предложение нашему герою дали премию, на которую он купил телевизор.
– За доблестный труд всех награждали орденами и медалями. А мне не положено. Я же сын врага народа. Как-то начальник отвёл в сторону и сказал: «Извини, не могу тебе вручить награду по известным причинам. Но за твои старания мы решили дать двухкомнатную квартиру». У меня уже была семья, и в тот момент для меня это было лучшим поощрением: благоустроенная отдельная квартира с водой и титаном!
Когда строительство Шлюза закончилось, Владимира Васильевича перевели в 43-й стройтрест. Он участвовал в возведении метеостанции, домов на Новоморской и Ветлужской.
Однажды к нему на участок пришёл начальник строительно-монтажного управления. Посмотрел, что везде порядок. Расспросил, почему в столь поздний час на работе. Узнал про семью, про детей. Владимир тогда учился заочно в строительном техникуме. А на следующий день Сиротину повысили оклад и должность, он стал прорабом.
Не привык Владимир Васильевич что-то требовать и просить. Всегда был ответственен в работе, внимателен к людям. А вот в чём принципиален и непреклонен, так это в борьбе за справедливость. Всю жизнь хотел доказать, что его отец, обычный работяга, крестьянин, никогда не был врагом народа. Василия Сиротина реабилитировали только в 1989 году.
Рядом с Владимиром Васильевичем всегда была его супруга Фаина Ильинична. Сейчас у них два сына и дочка, 9 внуков и 11 правнуков. Несмотря на преклонный возраст, Сиротины продолжают копаться по привычке в огороде. Достойная жизнь и большая дружная семья – это богатство. Нужно хорошенько потрудиться, чтобы этого достичь. У нашего героя всё получилось. Жизнь всё расставила по своим местам.
От всей души поздравляем ветерана с юбилеем! Желаем здоровья, бодрости и радости в каждом дне!
Анастасия КРАМАРЕНКО
Фото из семейного архива В. Сиротина
Комментарии